Как справиться с миллионами безработных мигрантов - «Новости дня»


Российские власти не могут выслать гастарбайтеров на родину, где их не ждут. Не приходится и рассчитывать на существенную помощь стран-доноров рабочей силы.



Вслед за рынками, кафе и торговыми центрами в России начали закрывать стройки, на которых трудились преимущественно выходцы из стран Средней Азии. Еще две недели назад это казалось невозможным, теперь — свершившийся факт. Последний оплот рухнул. Мигранты тысячами остаются без работы. У россиян положение не лучше, но у них хотя бы есть крыша над головой и законное право на пособие по безработице. Кто должен помочь в такой ситуации мигрантам, рассуждают эксперты.



Директор миграционных программ международной некоммерческой организации Tong Jahoni Валентина Чупик:






«Те, кто трудился на стройках, на рынках, в общепите и торговых центрах, уже остаются без работы. Курьерские службы, которые продолжают активно набирать доставщиков, не платят зарплату. Ко мне валом идут обращения от людей, которым не выдают заработанные деньги и говорят: ну сейчас кризис, потерпите. А людям при этом нечего есть.



Депутаты один за другим выступают за то, чтобы их всех депортировать, эвакуировать, массово вывезти на родину. Это полный маразм. Дело в том, что депортация влечет за собой запрет на въезд на пять лет. Россия потеряет лояльных к ней мигрантов. Им на смену приедут сыновья, младшие браться, которые — в отличие от своих старших родственников — не владеют русским языком, у которых гораздо хуже профессиональные навыки, и которые ненавидят Россию, где так подло поступили с их родственниками.



Кроме того, организовать специальные авиарейсы, чтобы вывезти мигрантов на родину выйдет сильно дороже, чем выплатить каждому из них по 15 тысяч рублей. Мне кажется, российское правительство сейчас должно как минимум отменить платежи по патентам и проверку миграционного учета. Работать им все равно будет негде, но их семьи смогут перевести им по 100-200 долларов. То есть — они смогут протянуть какое-то время.



Посольства, консульства стран-доноров рабочей силы тоже стараются помочь своим гражданам, но помощь эта совершенно не того размаха, чтобы резко облегчить положение трудовых мигрантов. Посольство Узбекистана содержит в своем хостеле около 170 человек, и каждый день их кормит. Посольство Киргизии раздает рис, гречку, подсолнечное масло, муку самым пострадавшим в сложившейся ситуации согражданам. Предпочтение отдают семьям с детьми. Посольство Таджикистана напрягло своих бизнесменов, которые уже имеют российское гражданство, чтобы они взяли к себе в дома и на работу как можно больше таджиков. Но вы же понимаете, что этого слишком мало.



МИД Узбекистана еще 3 апреля попросил российское правительство отменить оплату патентов на период самоизоляции. Вслед за ним 6 апреля с такой же просьбой обратился посол Таджикистана. Как правило, на такие обращения ответ приходит в течение 48 часов. Прошла неделя, но его до сих пор нет».



Правозащитница, председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина:






«Говорить сейчас о том, что мигранты должны выехать, бессмысленно. Они не могут этого сделать. Страны закрыты. В Россию уже пришел коронавирус, и хотя зверствует не так, как в США или Италии, но уже тоже достаточно серьезно. Мы знаем, что уже есть заболевшие и среди мигрантов. Вполне естественно, что на их родине границы закрыты, и пускать к себе эпидемию власти не хотят. Пусть хотя бы Средняя Азия останется свободной от COVID-19. Очень важно, чтобы коронавирус не распространялся, поэтому люди, которые находятся здесь, должны здесь остаться. Но это долженствование относится не к ним, а к государству. Надо оказать им помощь, в том числе материальную — так же, как и нашим гражданам, у которых, в отличие от мигрантов, есть хотя бы крыша над головой. Сейчас у нас пустует много гостиниц и хостелов, где бы мигранты могли какое-то время пересидеть, до тех пор, пока они не смогут выехать на родину или вернуться здесь к работе.



Безусловно, можно было бы предложить государствам Средней Азии помочь своим согражданам, оказавшимся запертыми в России. Но, думаю, получить эти деньги нереально. Отчего люди приезжают сюда? От того, что на родине безработица, и у государства нет средств.



Тем, кто хочет, конечно, нужно помочь выехать. Там же благодатный климат, возможно, кому-то огороды помогут прокормиться в это тяжелое время. Но если трудовые мигранты уезжать не готовы, мы должны обеспечить их здесь. Для такой большой страны, как Россия, два миллиона мигрантов — не такая уж непосильная нагрузка.



Они умеют жить на небольшие деньги, самые скромные суммы стали бы для них большой поддержкой. Конечно, есть группа людей, которая поднимет вой о том, что правительство помогает гастарбайтерам вместо того, чтобы вернуть их на родину. Но все-таки, среди нас куда больше других людей. Недавно к нам обратился ресторатор, который готов бесплатно кормить мигрантов. Агрокомплекс предлагает овощи и фрукты.



Трудовые мигранты — это те самые люди, которые строили нам жилье, подметали дворы. Неужели они не стоят того, чтобы мы им немного помогли. Причем, сделали это дешево.



Кое-что в отношении мигрантов уже делается со стороны российских властей. В частности, им продлевают визы на 90 дней, такое распоряжение уже есть. В ряде регионов иностранцев выпускают из центров временного содержания.



Многие опасаются, что, оставшись без работы, мигранты начнут совершать преступления. Я так не думаю. Если у человека нет к этому склонности, он на преступление не пойдет. Кроме того, мигранты, как правило, всего боятся, особенно полиции. Вопреки расхожему представлению о том, что „мигрант = преступник“, иностранцы совершают только 3% от общего числа преступлений в России. И речь идет обо всех иностранцах, не только о трудовых мигрантах».



Ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юлия Флоринская:






«Вывезти мигрантов на родину невозможно, границы закрыты, и ни одна страна их сейчас не примет. Что она будет делать с таким количеством людей, тем более, если часть из них к тому же окажется зараженной? Честно говоря, мне кажется, что особой нужды в этом нет. За стройки я по-прежнему спокойна. Их закрыли всего три дня назад, причем — точечно, далеко не во всех регионах. Не думаю, что за три дня все работники тут же оголодали. Если стройки не будут работать две-три недели, пока в Москве эпидемия не пойдет на спад, ничего страшного не произойдет. Три недели все выдержат, особенно строители. Они не самые бедные среди трудовых мигрантов.



Тем, кто работает официально, должны выплатить хотя бы какую-то часть зарплаты. Остальные могут обратиться за помощью в общественные организации. Возможно, какая-то помощь потребуется и со стороны российского правительства. Сейчас важно, чтобы власти отменили оплату патентов на три месяца. Посольства тоже могли бы подключиться, покупать продовольствие, чтобы особо нуждающиеся могли какое-то время продержаться. Не думаю, что это будет стоить им безумных денег».