Успехи и неудачи РПА: Первой партии, зарегистрированной в независимой Армении, исполнилось 30 лет - «Политика»

«За годы своего существования, мы, по воле судьбы, теряли своих лидеров, но, несмотря на это, продолжали свою политическую деятельность», - заявил в интервью «Голосу Армении» заместитель председателя Республиканской партии Армении (РПА) Армен Ашотян.
Успехи и неудачи РПА: Первой партии, зарегистрированной в независимой Армении, исполнилось 30 лет - «Политика»


- Несмотря на то, что идеологические и политические корни Республиканской партии Армении насчитывают не одно десятилетие, но именно сегодня, 2 апреля 2020 года, РПА де-факто исполняется 30 лет. Оглядываясь на прошлое, что важно сказать сегодня?



- Идеологической основой РПА является учение Гарегина Нжде, что само по себе свидетельствует о крепких идеологических корнях. К сожалению, на политическом поле Армении за 30 лет существования независимой государственности создано очень мало партий, которые могут позиционировать себя как чисто идеологические партии. Республиканская партия – одна из них. Не случайно, что мы являемся также первой политической партией, зарегистрированной в независимой Армении. И, конечно, рождение РПА органически связано с национально-освободительной войной в Арцахе. Собственно, сформированное в самом начале войны военно-политическое объединение «Армия Независимости» и послужило организационной основой для создания РПА.



Скажу, что за 30 лет существования мы, оставаясь верными идеологическим истокам учения Нжде, одновременно обогатили свою партийную программу элементами национал-консерватизма и христианской демократии. Впоследствии, с 2008 года, мы начали активно сотрудничать с близкими нам по духу и идеологии партиями как европейского, так и евразийского пространства. В 2011 году официально стали членами Европейской народной партии, объединяющей правоцентристские христианско-демократические партии из более чем 40 стран. Увы, за годы своего существования мы по воле судьбы теряли своих лидеров, но несмотря на это, РПА продолжала свою политическую деятельность, что тоже можно считать своего рода уникальной особенностью. Ибо в Армении очень много партий являются просто партиями одного человека – РПА определенно не принадлежит к их числу. За эти годы мы потеряли Ашота Навасардяна - первого руководителя партии, потеряли Вазгена Саргсяна, Андраника Маргаряна, но, несмотря на эти безвременные потери, продолжали и сегодня продолжаем активно позиционироваться на политическом поле Армении как национально-консервативная партия с очень жестким идеологически-ценностным базисом



- За истекшие 30 лет что вы считаете своим самым большим успехом, и самым большим провалом?



- С точки зрения классической политологии, для любой партии успехом является победа на выборах, приход к власти, а неудачей - потеря власти. Но это верно, только если смотреть на вещи с точки зрения, повторюсь, классической политологии. Между тем, само существование партии ведь не является самоцелью. Любая партия в своем движении к власти проходит разные этапы. Конечно, в контексте достижений можно говорить о том, сколько лет мы были у власти, о премьер-министрах от РПА, мандатах, министерских портфелях, о том, что президентом страны являлся руководитель нашей партии – все это есть. Но если попытаться смотреть на вопрос более объемно, самым большим нашим успехом я считаю то, что история РПА неразрывно связана с историей построения независимого армянского государства, Третьей Республики. И сегодня, будучи в оппозиции, вне власти, вне стен парламента, мы продолжаем свою работу именно исходя из этой доминанты - служения Отечеству и народу. Конечно, любая партия, которая приходит к власти, начинает обрастать наростами, и мы тоже, к сожалению, не были исключением. Ряды нашей партии пополнялись людьми, имевшими зачастую весьма смутное представление об идеологии и ценностных приоритетах партии, которыми двигало лишь желание быть у власти, быть во власти. Но наряду с такими «наростами» были и другие - тысячи людей, вступавших в РПА именно в силу своих ценностных жизненных ориентиров и приверженности нашим идеологическим основам. Причем это происходит и сегодня, несмотря на трудные для РПА времена. Что тоже можно считать успехом…



- Вот вы сказали о «наростах»… Вы считаете провалом то, что вовремя не распознали, кто есть кто, и впоследствии эти люди стали грузом, потянувшим вас вниз?



- Я бы не связывал эти так называемые наросты с политическими неудачами. Если попытаться ответить на вопрос, что было нашей самой большой неудачей, то это, наверное, то, что мы недостаточно открыто и понятно вели свою коммуникацию с обществом. Почему? Потому что не всегда осуществлялась, скажем так, ценностная кадровая политика. Наши ряды пополняли люди, которые, повторюсь, просто хотели быть во власти, не разделяя в душе наших ценностных ориентиров. Между тем мы очень часто говорим о людях, ушедших из РПА, тогда как все же больше стоит говорить о тех, кто остался. Потому что это самый большой капитал. Многие партии власти, особенно в странах бывшего Союза и Восточной Европы, после потери власти распадаются и исчезают с политического небосклона. РПА осталась - осталась благодаря людям, верящим в идеалы, программу партии. И эти люди достойны всяческой человеческой и политической благодарности, а в какой-то мере даже восхищения. Сегодня под руководством Сержа Саргсяна мы продолжаем интенсивную работу как в сфере внутренней, так и внешней политики.



РПА до сих пор является самой интернационализированной политической партией Армении с самым широким спектром международных, межпартийных контактов. Речь идет не только о наших европейских, но и российских коллегах из партии «Единая Россия», с которыми нас связывает Договор о сотрудничестве, коллегах из Коммунистической партии Китая, с которыми у нас также действует Договор о сотрудничестве… Недавно мы стали полноправными членами Центристского демократического интернационала (международного объединения политических партий на основе принципов христианского гуманизма), куда входит свыше 100 партий. И мы ведем активную работу на внешних рубежах, благодаря которой многие международные организации , например, признали Геноцид армян. Мы продвигали национальную повестку как в национальных парламентах, так и Европейском парламенте, связанную и с карабахским урегулированием и с другими вопросами, жизненно важными для нашей внешней политики и безопасности Армении . И все наши связи до сих пор работают, и работают исключительно во благо страны…



- Вы упомянули о кадровой политике – это сфера, за которую РПА в свое время очень жестко и не без оснований критиковали. Но так как все познается в сравнении, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу кадровой политики, осуществляемой новыми властями.



- Знаете, у нас такой юбилейный разговор сегодня – хотелось бы воздержаться от внутриполитических вкраплений, и особенно упоминаний о людях, которые дорвались до власти и не знают, что с ней делать.



- Хорошо. Тогда поговорим о ваших дальнейших планах…



- РПА, несмотря на то, что потеряла власть, осталась на политическом олимпе Армении. Даже согласно официальным итогам последних внеочередных выборов, мы - четвертые по результатам. Учитывая тот огромный человеческий капитал, который у нас есть, знания, опыт, идеологическую базу и т.д., мы с оптимизмом смотрим вперед - не только в контексте будущего нашей партии, но будущего страны в целом. На следующих выборах, будь то внеочередные или очередные выборы, мы обязательно вернемся в парламент. Но и вне его, мы активно участвуем в формировании политической повестки Армении, как внутри страны, так и за рубежом.



- Думаете, будут внеочередные парламентские выборы?



- К тому много предпосылок, и они накапливаются. Вот сейчас я даю вам интервью в условиях чрезвычайного положения - это трудное для страны время. Мы с самого начала объявили, что готовы отложить в сторону внутриполитические разногласия, но, как и следовало ожидать, остались непонятыми властью, которая манипулирует нашим подобным отношением . Впрочем, как я уже сказал, сегодня воздержусь от внутриполитических оценок…



Зара Геворкян, "Голос Армении"