Детоубийца в обмен на человека? - «Политика»

Детоубийца в обмен на человека? - «Политика»


Бакинский режим не перестает муссировать тему находящихся в заключении в Степанакерте азербайджанских преступников Дилхама Аскерова и Шахбаза Гулиева, пытаясь приравнять армянских пленных Карена Казаряна и Араика Казаряна к жестоким убийцам, вина которых доказана на суде неопровержимыми фактами и их собственными признаниями.


Вновь и вновь приходится говорить о том, что в Арцахе нет азербайджанских пленных, а есть преступники, которые осуждены решением суда за свои конкретные и подтвержденные неоспоримыми фактами злодеяния. В том, что Дилхам Аскеров и Шахбаз Гулиев вовсе не мирные граждане, легко убедиться, ознакомившись с материалами предварительного следствия и суда, в частности, с признаниями самих подсудимых.



ИЗВЕСТНО, ЧТО В ПОСЛЕДНЕЙ ДЕКАДЕ ИЮЛЯ 2014 года Полиция НКР сообщила о том, что 29 июня по заданию азербайджанской разведки граждане Азербайджанской Республики Дилхам Гардашхан-оглы Аскеров (1960 г.р.), Шахбаз Джалал-оглы Гулиев (1968 г.р.) и человек, чья личность не установлена (позже выяснилось, что это гражданин Азербайджана Гасан Гасанов), незаконно пересекли государственную границу Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах), проникли на территорию Шаумянского района со специальным заданием: осуществлять шпионскую деятельность.



4 июля, угрожая оружием, они похитили несовершеннолетнего Смбата Цаканяна, проживавшего в селе Нор Эркедж Шаумянского района. Впоследствии 17-летнего юношу убили, его труп был обнаружен 15 июля в лесополосе между общинами Карвачар и Манашид Шаумянского района. Кроме того, 11 июля на 32-м км дороги Варденис - Карвачар Гасан Гасанов на почве национальной неприязни застрелил жителя Еревана Саркиса Абрамяна, ранил жительницу села Дзорахбюр Котайкской области Карине Давтян.



14 июля Министерство обороны НКР распространило сообщение о завершении операции подразделений специального назначения Армии обороны НКР по обезвреживанию азербайджанской разведывательно-диверсионной группы. Во время задержания Гасан Гасанов оказал вооруженное сопротивление и был уничтожен (его тело впоследствии было передано азербайджанской стороне). В отношении задержанных Дилхама Аскерова и Шахбаза Гулиева было возбуждено уголовное дело, избрана мера пресечения в виде ареста.



Согласно обвинительному заключению, Шахбазу Гулиеву в соответствии со статьями Уголовного кодекса Нагорно-Карабахской Республики предъявлено обвинение в шпионаже, пересечении охраняемой государственной границы НКР без установленных документов, незаконном ношении огнестрельного оружия, похищении человека с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, с применением оружия в отношении несовершеннолетнего, совершенном организованной группой.



ПОМИМО ВЫШЕНАЗВАННОГО ДИЛХАМУ АСКЕРОВУ были инкриминированы убийство, сопряженное с похищением человека, по мотиву национальной ненависти, а также попытка убийства двух лиц, совершенная организованной группой, по мотиву национальной ненависти.



Судебное разбирательство проходило в суде первой инстанции г. Степанакерта под председательством судьи Анатолия Тадевосяна. В качестве обвиняющего прокурора на судебном процессе выступил старший прокурор Генеральной прокуратуры НКР Карен Габриелян. В соответствии с законодательством НКР и по просьбе самих подсудимых последние были обеспечены адвокатами: права обвиняемых защищали степанакертские юристы Эрик Бегларян и Аркадий Исраелян. Обвиняемые пользовались услугами переводчика, им были подробно разъяснены их права. И Гулиев, и Аскеров заявили на суде, что в ходе предварительного следствия на них не было оказано какого-либо давления и с ними обращаются нормально.



Пострадавшую сторону представлял отец убитого Смбата Цаканяна Мехак Цаканян, в зале присутствовали также мать и брат Смбата. Семья Цаканян в 1987-1988 годы была депортирована азербайджанскими властями из армянского села Чардахлу, впоследствии обосновалась в деревне Нор (Новый) Эркедж (армянское село Эркедж в Шаумянском районе было захвачено в ходе печально известной карательной операции "Кольцо" в 1991 году и по сей день находится под оккупацией Азербайджана).



Судебный процесс проходил в открытом режиме, на заседаниях суда присутствовали представители СМИ и правозащитники, не было каких-либо ограничений на видео- и фотосъемку.



Согласно материалам дела, Дилхам Аскеров хладнокровно выпустил в 17-летнего Смбата Цаканяна сразу несколько пуль. Баллистическая экспертиза доказала, что юноша был расстрелян из оружия Аскерова.



29 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА ДИЛХАМ АСКЕРОВ был приговорен к пожизненному заключению, будучи признанным виновным по следующим статьям: ст. 316 УК НКР (шпионство), ч. 2 ст. 350 (пересечение охраняемой государственной границы НКР без установленных документов или без надлежащего разрешения, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо организованной группой), ч. 3 ст. 245 (незаконное приобретение, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, совершенное группой лиц), ч. 1 ст. 129 (открытое похищение человека с применением насилия, опасного для жизни или здоровья), п. 3, 7, 14 ч. 2 ст. 103 (убийство, сопряженное с похищением человека, совершенное группой лиц или организованной группой по мотиву национальной, расовой или религиозной ненависти либо религиозного фанатизма).



Другой член преступной группы, Шахбаз Гулиев, был осужден на 22 года лишения свободы. Он признан виновным по следующим статьям: ст. 316 УК НКР (шпионство), ч. 2 ст. 350 (пересечение охраняемой государственной границы НКР без установленных документов или без надлежащего разрешения, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо организованной группой), ч. 3 ст. 245 (незаконное приобретение, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, совершенное группой лиц), ч. 1 ст. 129 (открытое похищение человека с применением насилия, опасного для жизни или здоровья), а также в хищении чужого имущества.



"Зачем убили несовершеннолетнего?" - этот проходивший красной нитью через весь судебный процесс вопрос отца подростка не получил вразумительного ответа со стороны преступников.



Сегодня бакинский режим всячески выгораживает жестоких убийц, цинично предлагая обменять их на обычных пленных и заложников. Мировой общественности и армянским сторонам ни в коем случае нельзя поддаваться на эту наглую провокацию.



Ашот Бегларян, russia-artsakh.ru