Инструмент шпионов и любовников: Люди экспериментируют с невидимыми чернилами уже 2400 лет

Устроить свидание с возлюбленной, пожаловаться на суровые условия в тюрьме, незаметно доложить союзникам о планах врага? С невидимыми чернилами все проще!

На существование тайного, невидимого письма впервые указывает в своем трактате древнегреческий писатель Эней Тактик в 4 веке до н.э. Он суммирует более двадцати типов секретных коммуникационных уловок, шифров и каламбуров, но держит при себе конкретную смесь или состав чернил.

Фото: http://detiwki.com.ua/

Филон Византийский, известный как автор «Семи чудес света», два века спустя поделился своим рецептом. Заядлый исследователь и пионер инженерной мысли, называвший себя Механикус, он кратко упомянул состав. Он похвалил «неожиданно забавный эффект» чернил, сочетающих дубы и разбавленный купорос, слабую серную кислоту. Филон обнаружил, что текст, написанный одним веществом, исчезал после высыхания и вновь появлялся при добавлении другого вещества. Точный производственный процесс по его информации не может быть полностью реконструирован, но это определенно не было новинкой.

Мед и кислый


Писание, которое открывается только профессионалу, дает неоспоримое тактическое преимущество. Но он не должен служить только во время войны. Поэтому Публий Овидий Насо в 43 г. до н.э. настоятельно рекомендовал в своей книге Ars Armatoria, или «Искусство любить» тайные чернила, как средство тайного общения между влюбленными. Для этого достаточно было самых простых средств: конфиденциальное письмо нужно было писать на свежем молоке. Прочитать же текст можно было, когда лист бумаги посыпали мелко толченым углем.

Плиний Старший, автор феноменального энциклопедического трактата Naturalis historia, говорил о «сговоре органических и овощных соков». Такие тексты снова были доступными к чтению после нагревания — жар пламени снова делал текст разборчивым. Вариаций много: если написать медовой водой сладко-любовное письмо, после нагревания оно предстанет во всей красе за счет кристаллизации сахара в карамель. Сок яблок, лука или апельсинов характеризуется термохимическим превращением растительных кислот в сложные эфиры.

Лимоны уже тысячу лет являются обязательным снаряжением шпионов на Ближнем Востоке. Также можно написать сообщение и раскрыть сообщение невидимыми чернилами из сильно разбавленного вина. Возможности тоже чисто химические: букву, написанную на картофельном крахмале, можно сделать видимой с помощью раствора йода (соли). Бумага становится синей, а шрифт становится белым. А секреты, написанные уксусом, станут разборчивыми, если окунуть письмо в рассол краснокочанной капусты.

Иногда этого просто не хватало. В своем заточении Мария Стюарт, например, регулярно писала важные сообщения невидимыми чернилами из квасцов или скорлупы грецких орехов, а также зашифровывала их. Однако она не ожидала, что предатель — зная состав чернил и их шифры — окажется среди ее ближайших слуг и доверенных лиц. Поэтому она предоставила заключенным доказательства своего смертного приговора. В то время бумагу, описываемую квасцами, перед чтением вымачивали в мыльной воде, а «проявителем» ореховых чернил служил раствор железного купороса.

Фото: https://junior3d.ru/

Нет апельсинов?


В 1597 году за решёткой оказался и священник-иезуит Джон Джерард, так как он организовал католическое движение сопротивления в протестантской Англии. Однако вскоре его личность была раскрыта, и вместо подпольного движения он оказался в подземных камерах пыток в Башне. Он потерял руку, но ему все же удалось организовать свой побег прямо из тюрьмы. Как? Через своего сокамерника-католика, который разрешил переписку со своей семьей. С помощью апельсинового сока он также писал семье отчеты о ситуации Джерарда для своих тайных сторонников.

Может быть, именно такие приключенческие истории привели многих авантюристов к экспериментам с новым составом секретных чернил. В 18 веке стал популярен оксалат сельдерея, который можно визуализировать раствором сульфата марганца и перекиси водорода. А также обычная морская вода, которая становится видимой после купания в растворе азотнокислого серебра. Однако плохо получалось со смесью гашеной извести и аурипигмента (относительно редкого сульфидо-мышьякового минерала). В 1736 году Жан-Жак Руссо экспериментировал с ним, не подозревая о возможных последствиях. Началась взрывная химическая реакция, лишившая его зрения на шесть недель.

Лимонные заговорщики


Джордж Вашингтон, «заговорщик», работавший под прикрытием из Нью-Йорка, пережил войну за независимость Америки с секретными чернилами, сделанными из дубильной кислоты из мацерированных скорлуп грецких орехов. Непосредственно из тыла английских врагов их письма, написанные невидимым шрифтом, приносили важную тактическую информацию. Следует, однако, добавить, что они были действительно осторожны и следовали всем принципам конспирации.

Наоборот, они были жестоко нарушены прогерманскими шпионами, задержанными во время Первой мировой войны в Великобритании. Из одиннадцати имперских агентов, казненных в Тауэре в 1915 году, четверо были пойманы буквально с лимоном в кармане. А остальные с листьями описанного лимонного сока. В очередной раз они доказали, что одних невидимых чернил недостаточно, чтобы сохранить это в тайне.