Москва-Сочи-Брюссель. Что дальше? - «Общество»

Итак, многое стало предельно ясно и открыто. Для этого надо было дойти до Брюсселя. Фактически обсуждения по коммуникациям идут не в плоскости разумности и экономической выгоды, а в плоскости политической целесообразности. Это тоже нормально, но при этом должно быть четкое понимание того, кто за что и чем платит. Об этом в своей статье пишет депутат блока «Армения» Армен Геворкян.



«Если коммуникационные решения не будут иметь в себе экономической выгоды хоть для одной из сторон, они получают лишь политическое значение. Рассматриваемый проект ж-д сообщения Ерасх-Ордубад-Мегри-Баку-Россия армянская сторона стала чаще упоминать в контексте получения доступа к иранской железной дороге, а не выгодного транзита до России. При этом мы должны понимать, что при неурегулированности Арцахского вопроса и отсутствии новых, своих, более оптимальных путей коммуникации с Ираном (железная дорога, новые скоростные автомобильные дороги и др) мы вновь оказываемся в зависимости от прихотей Азербайджана, который всегда может остановить грузовые потоки из Армении через свою территорию. Мы можем обсуждать с Азербайджаном разблокирование коммуникаций, но интенсивно и параллельно должны продвигать свою коммуникационную повестку дня в рамках Север-Юг.



Формула «коридор взамен коридора» порочна и неприемлема по своей сути и природе происхождения, так как она окончательно уведет стороны конфликта от глобального политического решения самого Арцахского вопроса, где самым основным является вопрос самоопределения народа Арцаха и окончательного статуса Республики Арцах. Напомню три основных компонента урегулирования: статус, прочная связь с Арменией и гарантии безопасности населения. И потом – тема коридора – это уже тема самой Армении, ее территориальной целостности и суверенности.



Но сегодня реальность такова, что будущее решение Арцахского вопроса уже не прерогатива властей Армении, все основные ресурсы теперь сосредоточены в руках России. Судя по ходу переговоров наиболее оптимальным российским вариантом выхода из сложившейся ситуации представляется приднестровский. Это означает: отложить политическое решение конфликта на суд будущих поколений, а до этого наладить диалог и сотрудничество между конфликтующими сторонами и добиться сохранения Арцаха максимально армяно-населенным, чью безопасность должен защищать миротворческий контингент. Потенциально видимым процессом долгосрочного статус-кво будет русификация Арцаха, политическим обобщением чего станет российский протекторат. Понятно, что этому будет сопротивляться тюркская коалиция.



Мы должны быть готовы и к тому, что скоро можем также узнать об условиях Азербайджана по делимитации и демаркации межгосударственной границы и окажется, что нам придется уступить ряд территорий по представлениям Азербайджана.



Пока не наступит понимание о том, что глобально реализуется последовательная политика сужения исторического ареала проживания армян и их численности на Южном Кавказе как наиболее оптимального решения так называемого армянского вопроса - мы будем только терять и терять. Мы должны осознавать, что принимаемые сегодня решения будут предопределять историю нашего народа и государства на ближайшие десятилетия, а не годы. Их будет очень сложно менять, если вообще это будет возможно. Поэтому и ответственность за них не будет ограничиваться только сроком действия полномочий действующего Правительства или политического большинства. Такие решения и ответственность не имеют срока исторической давности и очень трудно исчезают из национальной памяти. Именно в этом контексте нужно осторожно относиться к повестке дня мира и сотрудничества в регионе, что в общественном сознании может свести к минимуму исторически обусловленные угрозы безопасности для армянского народа и следовательно необходимости ее обеспечения союзниками или другими государствами, то есть Россией.



И, кстати, о возможной новой войне. Понятно, что эта тема только для оправдания предстоящих потенциальных потерь и уступок. Сейчас война не выгодна кроме Армении, также России. Новая война для России - это неизбежное выполнение своих союзнических обязательств в рамках двусторонних отношений и ОДКБ. Новая война – это уже первая линия соприкосновения в Арцахе. Она приведет к неизбежной потере Россией как статуса арбитра для Азербайджана и перспектив его вовлечения в интеграционные проекты, так и союзника Армении. Провал в плане невыполнения обязательств - это резкий рост антироссийских настроений и неизбежное повторение грузинского сценария по вытеснению России из Армении. Для антироссийских кругов это станет продолжением темы: а кто же все-таки сдал Карабах?



При этом не будет проблем с газом, так как его будет уже давать Азербайджан! Армяне будут интенсивно торговать с турками, импортировать дешевый бензин, кушать турецкие помидоры и мандарины. Нам пообещают большие деньги от транзита нефти и газа. И вот такая перспектива латентно может нравиться многим жителям нашей страны, которые уже по всей видимости в ближайшие годы не превратятся из меркантильного обывателя в патриотичного гражданина. И многим из них все равно будут ли они жить в достойном и независимом государстве и поэтому на выборах подсознательно голосуют за перспективу эфемерного собственного благополучия. А основное большинство сидит дома и ждет появления своего желаемого предводителя. А он все не появляется, потому что очень разный у всех».



Новости Армении - NEWS.am