В армянском партстроительстве наступил прилив - «Общество»

Все на свете работает по принципу приливов и отливов. Вот и в отечественном партстроительстве сейчас наступил прилив, в результате которого число зарегистрированных партий достигло уже почти сотни, а процесс и не думает останавливаться. Я мог бы спросить почему, если бы не знал ответа: страна идет к внеочередным выборам.

В армянском партстроительстве наступил прилив - «Общество»


КОГДА КАЛИГУЛА ВВЕЛ В СЕНАТ КОНЯ, ВСЕ ЛОШАДИ РИМА воспряли духом. Надежда войти в Национальное Собрание заставила воспрянуть духом многих наполеонов. Эта новая генерация безумцев почти заглушила, отодвинула на задний план патентованных тяжеловесных юродивых из политического инкубатора. И правильно: те обленились и явно не готовы к борьбе за передовые тренды в сумасшествии.



Причем небывалый бум партстроительства никого особо не удивляет. Удивление вообще не есть сильная сторона нашего характера. Животных разных клонируют на Западе в их сказочно чистых лабораториях - весь мир приседает с открытыми от удивления ртами. Замахнулись даже на мамонта. Народы замерли в ожидании. А у нас при свете дня в политической антисанитарии клонируют одну партию за другой - никто из граждан даже не шелохнулся.



Попробуем разобраться, кто и с какой целью сегодня создает партии.



Во-первых, это тщательно берегущие свои мозги от любого проникновения реальности самовлюбленные нарциссы, искренне считающие, что только они знают, куда и как нужно вести народ и страну. Нужно сказать, что среди политиков очень высокая степень нарциссизма встречается довольно часто. Его можно считать даже профессиональной болезнью (или профессиональным капиталом) политиков. Конечно, нарциссизм в определенных случаях может оказаться полезным. Ведь, когда человек убежден в собственных выдающихся способностях и в своем предназначении, ему легче убедить в этом других. Сильная, уверенная в себе личность всегда притягивает.



Но в целом нарциссизм приводит к негативным последствиям. В греческой мифологии богиня правосудия Немезида, внемля мольбам отвергнутых Нарциссом женщин, наказала его тем, что он влюбился в собственное отражение и в конце концов умер от любви к самому себе.



ВО-ВТОРЫХ, СОЗДАВАЯ НОВЫЕ ПАРТИИ, МНОГИЕ ДЕЯТЕЛИ НАДЕЮТСЯ превратить их в "третью силу", которая привлечет значительную часть электората. Не секрет, что часть граждан (по некоторым подсчетам, число их доходит до 30-40 процентов от общего числа) по разным причинам не будет голосовать на выборах ни за действующую власть, ни за оппозицию. Именно на эти голоса и рассчитывают претенденты на роль "третьей силы", переливающиеся, как многоцветная радуга.



Чисто теоретически их надежды могут показаться обоснованными. Теоретически и у обеденного стола есть шансы на то, что под влиянием вдруг сладившегося броуновского движения молекул он поднимется в воздух и начнет летать по комнате, махая ножками. Правда, шансы эти не очень велики, но речь ведь идет о теории.



Однако не думаем, что подобные расчеты оправдаются. Без особого риска ошибиться можно утверждать, что не желающие голосовать ни за власть, ни за оппозицию граждане просто не примут участия в выборах. Мало кто отдаст свой голос невесть откуда появившейся "третьей силе". Так что результаты выборов будут для этих партий неутешительными, но что мешает им насладиться процессом?



В-третьих, среди сегодняшних партархитекторов немало тех, кто воспринимает политику в качестве бизнеса. Они считают, что наличие собственной партии увеличит их политический вес, даст возможность войти в торг с основными игроками и занять в итоге проходное место в предвыборных списках последних. Нередко подобная тактика себя оправдывает и действительно приносит "бизнесменам" успех, чего не скажешь о проглотивших наживку тяжеловесах.



Если они согласились взять слишком много политбизнесменов, то начинают напоминать идущее в военный поход средневековое войско, которое сопровождает обоз с проститутками. Причем в те времена доля дам, дарующих радость, часто непомерно увеличивалась по отношению к численности самого войска, что создавало серьезные сложности. Например, как свидетельствуют историки, в 1342 году итальянский военачальник немецкого происхождения Вернер фон Урелинген оказался в критической ситуации, ибо при численности его войска в три с половиной тысячи солдат количество сопровождающих проституток достигало двух тысяч.



В-ЧЕТВЕРТЫХ, ЧАСТО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ СОЗДАЮТ ЛЮДИ, которые всю свою жизнь меняли партии как перчатки, играя при этом второстепенные роли, а теперь им захотелось, так сказать, быть первыми в селе, а не вторыми в городе.



Этих деятелей, проделавших феерическое путешествие по всем участкам политического спектра, многие считают беспринципными личностями. Думаем, это не совсем точная характеристика. Беспринципностью принято называть первую, максимум вторую политическую перекраску, но у нас в ряде случаев впору говорить о принципиальном ренегатстве.



А вообще-то перебежки из одной партии в другую не редкость для политиков в любой стране мира. Вспомним, например, извилистый карьерный путь будущего британского премьера Уинстона Черчилля. Став впервые депутатом парламента от консерваторов в 1900 году, молодой Уинстон Черчилль перешел в партию либералов, которая пришла к власти и сделала его министром. Но к 1922 либералы пришли в полнейший упадок. И что бы вы думали? Без всяких угрызений совести Черчилль вернулся к консерваторам и сразу же занял более высокий пост.



В-пятых, предвыборный период - самое удобное время для желающих дебютировать в политике. Но как заявить о себе, обратить на себя внимание? У композитора Рихарда Вагнера была одна интересная привычка. Когда в какой-либо компании он ощущал себя обделенным вниманием, то издавал внезапный крик, чтобы обратить на себя взгляды присутствующих. Создание партии, пусть даже совершенно неизвестным широкой общественности человеком, - это тот крик, который обращает на себя всеобщее внимание.



В-шестых, иногда новые партии создаются бывшими активистами власти или оппозиции, которые по каким-то причинам выпали из обоймы и считают, что их предали. Например, один из бывших соратников Пашиняна, Давид Санасарян, освобожденный с поста руководителя Государственной контрольной службы, но так и не получивший другой должности, в настоящее время создает партию "Суверенная Армения", чтобы участвовать в выборах и наказать отвернувшихся от него.



Интересно, конечно, какая катапульта настолько далеко запустила это яблоко от яблони, но стоит ли из-за того, что считаешь себя преданным, создавать целую партию? Сам Христос не состоялся бы без Иуды, и не забывайте, апостол Петр отрекся от своего учителя. "Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от меня трижды". Господи, и где же они до сих пор петухов находят?!



Как бы там ни было, от невероятного количества партий в маленькой Армении действительно можно сойти с ума. Что, кстати, сулит нам весьма печальные перспективы.



Впрочем, один шанс у нас все еще остается. Давайте не превращаться в электорат, а останемся людьми.



Гагик Мкртчян, "Голос Армении"