Власть создала иллюзию прозрачности - «Общество»

Секретность, тайность – стиль работы стоящей сегодня у руля политической силы, пришедшей в 2018-м к власти на волне обещания в том числе прозрачной работы. Политическая сила, которая на заре своего прихода к власти, провозгласила себя самой прозрачной, сегодня многие вопросы решает вдали от ушей и глаз общественности. Таков стиль нынешней власти, причем и исполнительной, и законодательной, и местной столичной. Что не может не порождать сомнения: а может, это не секретность, а сокрытие?

Власть создала иллюзию прозрачности - «Общество»



Открытые закрытые заседания



Помните, как Пашинян-оппозиционер критиковал решение республиканцев проводить заседания правительства в закрытом режиме и, придя к власти, сделал заседания открытыми?



МИФ О ПРОЗРАЧНОСТИ ВЛАСТИ МАССАМ ВНУШИЛИ, и… большинство вопросов заседаний правительства постепенно стали недоступны массам. Отметим, речь не о вопросах под грифом "секретно" (которые, кстати, тоже докладываются, но к закрытом режиме), а об обычных вопросах повестки еженедельного заседания правительства.



Судите сами. Эти заседания и сейчас называются открытыми, но вопросы повестки в большинстве своем, аж до 90%, не докладываются. За примерами далеко ходить не надо: на заседании от 30 июля из 44 вопросов повестки были обсуждены только 7, остальные 37 не докладывались. Это, так сказать, в качестве штриха к портрету власти исполнительной.




Нареформируют, потом скажут… или не скажут



Или зачем проводить в закрытом режиме заседания рабочей группы, специально созданной, казалось бы, для благого дела – поиска путей борьбы на законодательном уровне с лексикой ненависти? Со злом, столь распространенным сегодня и разделяющим наше общество на лагеря?



ИНИЦИАТОРАМИ СОЗДАНИЯ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ стали мойшаговцы (из соросовского крыла), а вошедшие в группу депутаты фракций ПА и СА спустя некоторое время отказались там работать из-за избирательного подхода к так называемым "целевым группам" (кого защищать нужно на уровне закона, а кто сам себя защитит), усмотрев в этом конкретные цели и задачи. Решение, что из нареформированного этой рабочей группой интересно, а главное, о чем нужно знать "безграмотным погосам", а что нет, мойшаговцы оставили за собой: слуги народа сами будут решать, о чем информировать своих хозяев, а о чем им знать необязательно. Это тоже штрих к портрету власти – законодательной.




Туман над мэрией



Что же до власти столичной, то и здесь "секретов" предостаточно, мэрия, как оказалось, не меньше парламента и правительства любит напустить туману.



БУКВАЛЬНО В МИНУВШУЮ ПЯТНИЦУ адвокат Тигран Атанесян рассказал любопытную историю про то, как столичный мэр нашел не совсем законный способ обойти закон, выдав разрешение на строительство ... фундамента 16-этажного здания. Мало того, что он обманул жителей близлежащих домов, заверив их, что строительства многоэтажки не предполагается, так еще и вместо того, чтобы открыть административное производство, произвести государственную комплексную экспертизу, провести обсуждения с привлечением сторон, как того требует законодательство в случае строительства более 1500 кв.м, столичный глава предпочел втихаря выдать разрешение на строительство отдельно от здания взятого фундамента многоэтажки. Заметьте, разрешение на строительство не самой многоэтажки, а на строительство ее фундамента, который, разумеется, не составляет 1500 кв.м, и соответственно проводить какие-либо мероприятия не требуется.



Согласно адвокату, сегодня дело находится в суде, однако строительство, вопреки требованиям законодательства, не приостановлено: мэрия выдала осуществляющей строительство компании разрешение на выполнение на этой территории работ по вывозу мусора и теперь под видом вывоза мусора компания проводит подготовительные для строительства земельные работы…




Почему провалили КАМАЗгейт?



Тигран Атанесян представил заявление в правоохранительные органы с требованием возбудить уголовное дело в отношении Айка Марутяна по факту выдачи разрешения на данное строительство, хотя уверен, что правоохранители выгородят "каргин Айко".



В ЭТОЙ СВЯЗИ, ПОЖАЛУЙ, СЛЕДУЕТ НАПОМНИТЬ, что в конце прошлого года мойшаговцы провалили работу парламентской следственной комиссии по поводу сомнительных мэрских сделок "КАМАЗы в обмен на разрешительные документы", просто отказавшись делегировать в комиссию своих представителей и фактически саботировав расследовательскую деятельность комиссии.



Интересно, почему фракция власти не захотела, чтобы комиссия изучила правомерность предоставления мэрией льгот, разрешений на строительство, передачи недвижимого и движимого имущества, имущественных и неимущественных прав тем или иным компаниям и сопоставила это с переданными различными хозсубъектами в дар Еревану транспортными средствами, другим имуществом, оказанием ими каких-то услуг? Ведь если здесь не было коррупционных рисков, как это пытались внушить общественности мойшаговцы, так пусть комиссия посмотрела бы все документы, задала все вопросы и сама пришла бы к такому выводу. В чем проблема-то?



А требовать верить одним лишь декларативным, подкрепленным одним лишь честным словом заявлениям, под которые подводился "железобетонный" аргумент, мол, Марутян же не для себя это делал, а для Еревана, не в свой карман положил, а в столичный, это, согласитесь, доверия не прибавляет.




Полуправда для общественности



В марте депутат фракции СА Ани Самсонян опубликовала факты, которые, по ее словам, скрыла столичная мэрия из результатов исследования по делу о дарениях общине Ереван.



ПО ЕЕ СЛОВАМ, В ДЕНЬ, КОГДА МОЙШАГОВЦЫ провалили комиссию, по удивительной случайности мэрия Еревана и прокуратура опубликовали сообщение по результатам изучения этого дела, где было отмечено следующее: "Изучение документов показало, что указанные процессы в целом были осуществлены с соблюдением требований законодательства и нарушения не выявлены". Эта полуправда или предпочитаемая властью часть информации несколько дней преподносилась общественности, тогда как после вышеприведенного абзаца в сообщении изложены факты, которые мэрия Еревана и прокуратура скрыла от прессы, граждан и всех нас, отметила Самсонян.



По ее словам, речь, в частности, о следующем тексте, нашедшем место в сообщении: "Тем не менее, изучение показало, что касающиеся дарения сделки заключались во время вышеуказанных административно-правовых процессов или сразу после них, вызывая у общественности восприятие аффилированности и взаимодоговоренности, чему способствуют также выявленные в результате изучения отдельные факты. Например: исследование показало, что 29.10.2019г. ООО "Н и М Констракшн" представило в мэрию Еревана заявление с просьбой согласовать проектные документы и дать разрешение на строительство. Еще не получив разрешения, компания начала строительство, что 19.11.2019г. было выявлено Управлением по градостроению и земельному надзору аппарата мэрии Еревана. В тот же день, 19.11.2019г., мэрия Еревана приняла являющиеся предметом заключенного с ООО "Н и М Констракшн" договора о дарении 9 штук транспортных средств. После этого спустя несколько дней, 25.11.2019 г., компании было дано разрешение на строительство. Мэрия Еревана в качестве подарка 05.12.2019г. приняла еще одно транспортное средство. 24.12.2019г. был составлен протокол об административном правонарушении, однако никто не понес административной ответственности , по сути имея в виду, что компании уже дано разрешение на строительство".



Ани Самсонян подчеркнула, что договор о дарении между сторонами был заключен еще в августе. "Эта часть по сути исключена из опубликованного исследования, учитывая, что она проливает свет на хронологическую связь между сделками и получением общиной услуг, а также на тот факт, что осуществляющая незаконное строительство компания не подверглась ответственности, поскольку этому предшествовал процесс сдачи-приема мусоровозов и разрешение на строительство", - сказала депутат.



Она обратила внимание на статистику узаконенных самовольных построек: "Должна подчеркнуть также, что в результате сопоставления нами статистических данных узаконенных в последние годы мэрией Еревана самовольных сооружений зафиксировали, что, кроме принадлежащей жене Самвела Алексаняна Шогерине Мкртчян территории величиной в 5842 кв.м (компания "Алекс Холдинг", ул.Оганова 15/1), иные самовольные производственные сооружения не узаконивались".




Чтобы не совали нос в мэрские дела



На этом фоне, пожалуй, не удивительно, что после того, как мойшаговцы спасли "каргин Айко" от парламентской следственной комиссии, он заявил, что "отрубит головы тем, будет заниматься коррупцией". Надо понимать, в обход него?



ТЕМ ВРЕМЕНЕМ МОЙШАГОВЦЫ НЕ ВКЛЮЧИЛИ В ПОВЕСТКУ НС законопроект, касающийся прозрачности преподнесенных в дар общине имущества и денежных средств и предполагающий, чтобы разрешение, принимать или нет подношения, цена которых превышает 1 млн драмов, давал совет старейшин. Документ был разработан с учетом того, что в Ереване и сейчас продолжают заключаться разнообразные соглашения, сделки для приобретения имущества для города и, чем скорее приняли бы закон, тем скорее деятельность мэрии Еревана стала бы прозрачной и подотчетной.



Этот подход мойшаговцы, еще два года назад трубившие на каждом углу о прозрачности власти, теперь уже не разделяют, зарубив проект и фактически сделав так, чтобы даже совет старейшин не совал свой нос в мэрские дела. Стоит ли на этом фоне питать иллюзии о том, что заявлению Тиграна Атанесяна будет дан ход? Вопрос из разряда риторических.



…Миф о прозрачности нынешней власти развеялся далеко не сегодня. Примеров было множество – от колоссальных премиальных в муниципалитетах, министерствах, парламенте до тайного повышения зарплат министрам, их замам и держащихся в секрете и выдаваемых столичной мэрией за собственные достижения подарочных КАМАЗов. Это если вкратце. Согласитесь, если какие-то случаи стал достоянием общественности, то вполне естественно предполагать, что может быть множество иных секретных сюрпризов.



Теоретически можно бесконечно представлять темы секретных решений, которые не имеют никакой связи с прозрачным стилем работы и формулировками власти народа. Тут, пожалуй, впору напомнить властным любителям секретов, что прозрачность - вопрос не одного случая, а линия поведения, которой отнюдь не является отличительной чертой сегодняшней власти. Несмотря на подобные обещания и задекларированные цели…



Армен Мартиросян, "Голос Армении"