Без исключительной миссии Армянской Апостольской Святой Церкви… - «Общество»


Юрист бойкотирует комиссию, где все вопросы решает Иоаннисян


Депутат от фракции ППА юрист Геворг Петросян бойкотирует специализированную комиссию по реформе Конституции и не скрывает свое нежелание участвовать в ее заседаниях. Петросян участвовал в первых заседаниях комиссии и даже сделал от имени ППА предложение о том, чтобы зафиксировать в Основном законе особый статус Армянской Апостольской Церкви, однако комиссия отвергла это предложение. "После моего предложения они еще больше ополчились на армянскую традиционную семью и церковь, при таком отношении я не вижу смысла продолжать работу в комиссии, где все вопросы решает Даниэл Иоаннисян, который даже не знаком с азами права, но пишет для страны Конституцию", - заявил депутат.

Без исключительной миссии Армянской Апостольской Святой Церкви… - «Общество»


Это чистая правда, Иоаннисян представляет в комиссии общественный сектор, однако всем членам специализированного органа известно, что Иоаннисян – глаза и уши Пашиняна, а потому юристы покорно следуют его указаниям. В итоге можем получить проваленную реформу, ведь, когда Иоаннисян отвечал за реформу Избирательного кодекса, дело так и не продвинулось дальше разговоров, и внеочередные выборы состоялись по старому ИК. Сегодня комиссия обсуждает отказ от системы формирования парламента с обязательным наличием стабильного большинства. Статья 89 (пункт 3) Конституции РА предусматривает избрание парламента по пропорциональной системе.




Против стабильного большинства



"Избирательный кодекс гарантирует формирование стабильного парламентского большинства. Если стабильное парламентское большинство не формируется по итогам выборов или посредством образования политической коалиции, то может быть проведен второй тур выборов. В случае проведения второго тура допускается формирование новых блоков. Ограничения, условия и порядок образования политической коалиции устанавливаются Избирательным кодексом", - говорится в Конституции.



ПОСЛЕ СМЕНЫ ВЛАСТИ ВО ГЛАВЕ КОМИССИИ ПО РЕФОРМЕ ИК Иоаннисян решал именно эту задачу, пытаясь избавиться от рейтинговой системы голосования, однако так ничего и не сделал. Сегодня он пытается найти способ избавиться от модели обязательного стабильного большинства, но не в состоянии предложить взамен другую модель.



Будучи в оппозиции, представители нынешней власти активно критиковали модель стабильного большинства, утверждая, что эта модель приводит к формированию политической монополии. Напомню, что стабильное большинство подразумевает, что одна партия (блок или коалиция) должна иметь в парламенте абсолютное большинство. Сегодня комиссия решает задачу, что делать, если после изъятия этого положения из Конституции, по итогам выборов получим, например, несколько сил с 15%, 20% и 25% голосов? Как такой парламент будет формировать правительство?



Иоаннисян в качестве ответа сослался на португальскую модель, при которой парламент избирает премьера и формирует правительство "по молчаливому согласию", а, если не получится, то проводятся новые выборы. При этом нет гарантий, что по итогам новых выборов не получится та же картина. Иоаннисян объявил по этому поводу, что в подобных случаях возрастает роль президента, который должен "сыграть роль модератора", и всеми силами способствовать тому, чтобы по итогам выборов было сформировано правительство. Учитывая нулевое влияние президента на события внутри страны, роль модератора политических процессов ему явно не светит…




Разговоры о новой Конституции – блеф!



Напомню, что идея стабильного большинства появилась после того, как РПА прошла через несколько коалиций, и этот опыт показался ей не самым продуктивным.



КОАЛИЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ ДЕЛЕГИРОВАЛИ В СОСТАВ кабинетов не самые профессиональные кадры, периодически появлялись оппозиции внутри правящих коалиций, а партии-партнеры начинали говорить, что несут ответственность только за свои портфели, а не за коалиционное правительство в целом. Потом вопрос совместной ответственности оговорили в коалиционном меморандуме, но в итоге республиканцы пришли к выводу, что коалиционная модель себя не оправдывает, и решили сделать ставку на стабильное большинство посредством реформы Основного закона 2015 г.



Судя по ответам Иоаннисяна на вопросы, которые касаются работы комиссии, специализированный орган еще весьма далек от формирования окончательного проекта изменений, до сих пор не готова даже общая концепция реформы, а ведь комиссия была сформирована еще в феврале. С 14 июля она проводит общественные обсуждения. Интерес в обществе к этой реформе нулевой. Многие считают, что никакого референдума по принятию изменений в Основной закон в 2021 г. не будет. Почему? По той же причине, по которой власть отсрочила, а потом отменила референдум 5 апреля.



Тогда по итогам внутреннего мониторинга Пашинян понял, что не сможет собрать 650 тыс. голосов в поддержку изменения, которое избавило бы его от Грайра Товмасяна и 6 судей КС. В 2021 г. рейтинг власти будет еще ниже, хотя ниже уже некуда, а потому Пашинян вряд ли пойдет на референдум. Скорее всего, он вновь попытается решить вопрос реформы силами парламента. Почему бы нет!



И еще: все разговоры о новой Конституции – блеф. Никакой новой Конституции не будет, парламентская модель правления, скорее всего, сохранится. Реформа ограничится отменой стабильного большинства и изменением статьи 18, в которой "Республика Армения признает исключительную миссию Армянской Апостольской Святой Церкви как национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития его национальной культуры и сохранения его национальной самобытности". А институт суперпремьера от реформы никак не пострадает…



Одним из первых указов правительства Пашиняна стал указ о лишении Католикоса Всех Армян государственной охраны, нападки на Армянскую Апостольскую Церковь этим не ограничились, а венцом всех и всяческих посягательств станут изменения в Основном законе, которые исключат статью о признании исключительной миссии Армянской Апостольской Святой Церкви, и приравняют ее в правах с другими церквями. Отвергнутое предложение депутата Петросяна – отнюдь не единственное тому подтверждение.



Марина Мкртчян, "Голос Армении"