Какая Стратегия национальной безопасности нам нужна? - «Общество»

Не смог равнодушно пройти мимо на днях опубликованного документа, называемого "Стратегией национальной безопасности". Интерес был вызван желанием понять, насколько действующие власти по итогам двух лет своей деятельности смогли подготовить концептуальный и актуальный документ, призванный заменить тот, который был принят еще в 2007 году.



В этой статье мои наблюдения и замечания будут носить в большей степени методологический и рекомендательный характер с тем, чтобы усовершенствовать документ и сделать его более соответствующим своему назначению.



В СТРАНАХ, ПОДОБНЫХ НАШЕЙ, ГДЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ и общественные институты пока не имеют богатых традиций функционирования, где процессы переходного периода пока не завершились, которые находятся в сложной геополитической среде, достаточно сложно получить полноценную и качественную Стратегию национальной безопасности. Всегда есть большая вероятность получить документ в виде набора желаний и благих намерений, а не документ, содержащий стратегическое целеполагание, полезные оценки и рекомендации. Сначала о самом формате документа, а потом некоторые содержательные аспекты.



Первое. Надо четко понимать, что принятие Стратегии национальной безопасности не является прерогативой Совета безопасности, так как функции и полномочия Совета четко прописаны в Конституции и двух законах. Следовательно, важно понимать, что СБ исполняет в данном случае функцию подготовки документа, который скорее всего должен быть принят и одобрен Правительством Армении. Кстати, может именно это обстоятельство заслуживает того, чтобы в рамках готовящейся конституционной реформы обсудить новую оптимальную модель формирования и функционирования Совета безопасности, в том числе по его составу и функциям.



Второе. Сама структура и текст документа оставляют впечатление набора пожеланий и констатации сегодняшних приоритетов деятельности Правительства. В таком документе хотелось бы увидеть оценку и описание рисков и существующих угроз по всем аспектам национальной безопасности и описание потенциальных вызовов, стоящих перед государством.



За время работы на должности Секретаря Совета безопасности я имел возможность довольно детально изучить особенности разработки подобных документов. Могу сказать, что существуют два подхода к составлению стратегии национальной безопасности: в первом случае фокус делается на особенностях и процессах в, так называемой, окружающей среде безопасности с указанием рисков, угроз и вызовов и на прогнозах развития ситуации и своего поведения в этой среде - внешние факторы и угрозы и наша потенциальная реакция на них (в основном военно-политический - дипломатический инструментарий).



Во втором случае фокус - это не только внешняя среда безопасности, но и особенности внутригосударственного развития для преодоления вызовов и реагирования на факторы внешнего характера. Вот в этом случае самая большая проблема составить оптимальный, в тоже время полный документ. В данном случае авторы документа пошли по второму пути и не вышли на полный документ.



Третье. Из документа не прослеживается дорожная карта ее реализации. Было бы логичнее предположить, что в самом документе мог бы быть указан перечень тех основополагающих документов по направлениям (концепции), которые вытекают из положений стратегии национальной безопасности.



Четвертое (общие наблюдения). Описание общей среды безопасности сделано на очень простом уровне, в основном через констатацию фактов или тенденций, без элементов глубокого анализа. Отсутствуют прогнозы развития ситуации в регионе, а также между основными центрами влияния в мире, и сценарии поведения Армении. В документе отсутствуют сколько-нибудь значимые ориентиры-показатели, к которым должна стремиться страна.



Должен отметить, что в разделе "Национальные интересы" можно встретить скорее механизмы их достижения, чем само их содержательное описание. И последнее, может быть одно из основных наблюдений: документ выходит в ситуации, когда в мире бушует пандемия коронавируса и все предполагают существенные изменения в моделях международного взаимодействия и сотрудничества, а также поведении людей и государств в новых пост-вирусных условиях. К сожалению, эти факторы также не учтены.



Чтобы не оставить впечатления предвзятости в своих оценках, просто хотел бы перечислить вопросы, на которые я не нашел ответов, и темы, которые было бы целесообразно отразить в этом документе.



ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕГОДНЯ ИНИЦИИРОВАЛО конституционную реформу. С учетом важности и значения Конституции для развития государства, становления государственных институтов и развития общества в целом, сохранения общественного согласия, какие задачи обеспечения незыблемости основ национальной безопасности может решить конституционная реформа, есть ли взаимосвязь между предстоящей реформой и положениями Стратегии национальной безопасности?



Уверены ли авторы этого документа в том, что ее основные положения являются гарантией долгосрочного развития нашего государства, основанного на признании и сохранении национальных ценностей и идентичности? Кто армянин будущего, каким он должен быть в плане нравственного облика, гражданской позиции, духовных ценностей, насколько армянское общество должно быть терпимым и толерантным, где традиционное уживается с современными ценностями и представлениями?



Мог бы данный документ стать воплощением того подхода, которым Правительство Армении обозначает свое полное видение решения Арцахского конфликта и те красные линии, которые невозможно будет перейти. С учетом краеугольности Арцахского вопроса для обеспечения национальной безопасности Армении и Арцаха данный документ вызывает больше вопросов, чем дает ответы на имеющиеся.



Хотелось бы понять, какое место Армения будет отводить функционированию российской военной базы и совместной охране внешних государственных границ с российскими военнослужащими в системе своей национальной безопасности в долгосрочной перспективе. Являются ли указанные обстоятельства долгосрочными факторами обеспечения национальной безопасности Армении?



Нет ответа на вопрос о том, на какую перспективную модель построения вооруженных сил Армении будет ориентироваться государство - контрактную службу или срочную, в том числе с учетом демографической ситуации в стране и нерешенности военного конфликта. Не увидел в документе упоминаний необходимости укрепления морального духа в вооруженных силах и искоренения там традиций неуставных отношений. Не увидел там идеи о том, что вооруженные силы Армении могут и должны стать средой, где молодой человек может развиваться, получая возможность для будущего полноценного образования и профессиональной ориентации.



В годы независимости вопросы призыва и внутриармейских отношений всегда создавали напряженность во внутригосударственных отношениях, становились предметом противоречий в образовательных и правовых процессах. Преобразование вооруженных сил должно способствовать образованию здоровой среды для молодого поколения, она должна служить нейтрализации такого риска, как искаженное воспитание (в том числе уничтожению мифов о том, что только в рядах вооруженных сил формируются "хорошие ребята"). Но документ, к сожалению, не обозначает такие риски и вопросы.



В документе не нашел упоминания о важности системы гражданской обороны и подготовки населения к самообороне в контексте потенциальных военных действий, об особом отношении государства к тем марзам и общинам, которые потенциально находятся в зоне соприкосновения с силами противника.



МНОГИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОКУМЕНТА ОСТАВЛЯЮТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ оправдания функционирования министерства по высоким технологиям. Но не увидел в документе положений о том, как будет развиваться система образования в целом - среднего и высшего с учетом того, что именно эта система формирует основное конкурентное преимущество нашей страны - человеческий ресурс. Это важно и потому, что в документе говорится о применении Арменией всего арсенала вооружений, в том числе и "мягкой силы", для упрочения своих позиций на международной арене. Что будет с системой организации науки в Армении, с точки зрения инициированной Правительством дискуссии о целесообразности сохранения Академии наук? С точки зрения развития и сохранения армянской национальной идентичности, документ вообще обходит такие сферы, как образование, культура и спорт.



Было бы уместно найти в документе идеи о том, как потенциально государство должно справляться с ситуациями эпидемии и пандемии, имея уже печальный опыт последних месяцев по коронавирусу. Например, было бы уместно, с точки зрения национальной безопасности, поставить задачу подготовки общенационального протокола действий в условиях эпидемий, определив различные уровни опасности и четко прописать действия всех органов государства и обязанности граждан. Теоретически можно было бы определить три уровня опасности - желтый, оранжевый и красный, где при красном применяются все условия жесткого карантина и максимальные ограничения в жизнедеятельности людей. Это станет хорошим условием уйти от необходимости введения Чрезвычайного положения и ограничения при этом гражданских свобод.



СУЩЕСТВЕННЫМ ФАКТОРОМ НАРАСТАНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ в регионе становятся водные ресурсы: их количество и качество. Вода всегда была предметом большой политики в регионе от Средиземного моря и до Каспия. По мере роста населения, особенно в мусульманских странах, а также развития сельского хозяйства и промышленности правительства региона будут отдавать предпочтение своим национальным приоритетам при решении вопросов управления водными ресурсами. В первую очередь будут создаваться мощности для сохранения на своей территории как можно большего количества воды. Для нас особо актуальны ресурсы реки Аракс и Ахурянского водохранилища. Правительство Турции строит огромные новые водохранилища на своей территории, что приведет к сокращению водных ресурсов для нас и потенциальным проблемам в организации ирригации в Араратской долине. Посмотрите, что происходит с Курой. Вода ведь не только питье и ирригация, это еще и эффективный энергоресурс. Вода может стать существенным элементом в переговорном процессе по Арцаху. Меняется в плохую сторону качество воды в реках в связи с экономическим развитием.



На две основные водные артерии региона Куру и Аракс завязаны все пять государств региона. Каковы наши планы и представления о потенциально опасном региональном раскладе по воде. Недопустимо в Стратегии национальной безопасности не только обойти эту проблему, но и не отнестись к ней как к существенному вызову. В Армении есть наработки по решению этой проблемы, о некоторых из них я писал в своих публикациях. Могу еще раз представить, но время идет, и нам надо действовать.



Документ не отражает долгосрочные элементы национальной и миграционной политики страны. Ведь в Армении живут не только армяне. В качестве решения демографической проблемы указывается рост рождаемости и репатриация соотечественников. Будет ли государство поощрять и принимать у себя мигрантов другой национальности, как будут решаться вопросы их интеграции в наше общество? Актуальность этой темы стала очевидной в последние годы, после появления на нашем рабочем рынке множества граждан Индии.



Какие риски несет в себе падение уровня рождаемости и продолжающаяся миграция с точки зрения среднесрочной и долгосрочной перспектив обеспечения незыблемости национальной безопасности Армении?



С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ национальной безопасности, я не нашел ответов на вопросы о том, как и в каком направлении должны развиваться транспортные коммуникации страны, будут ли реализованы новые стратегические по своему назначению транспортные проекты типа Селимская дорога, новая дорога Мегри - Капан, проект Север-Юг или другие, направленные на развитие регионального сотрудничества, например, строительство Каджарнского туннеля, дороги Берд - Навур - Иджеван, запуск южного участка дороги Север-Юг. Какую модель развития авиации в стране предполагает наша Стратегия национальной безопасности, особенно с учетом последних решений европейских органов авиационной безопасности?



Документ ограничивается очень короткими фразами относительно перспектив развития наших отношений с Грузией и Ираном. Не стоит ли более полно и разносторонне оценить возможности развития и расширения нашего сотрудничества с непосредственными соседями. Даже при перечислении приоритетов внешнеполитического сотрудничества наши непосредственные соседи упоминаются лишь четвёртыми и то в дежурном порядке. Кстати, при оценке среды безопасности в региональном контексте авторы обошли вниманием ситуацию вокруг Ирана, что недопустимо, с точки зрения наших традиционных отношений, коммуникационных возможностей и экономических перспектив развития отношений. Не стоит забывать и о роли Ирана при поиске решений по карабахскому вопросу. Кстати, о такой роли и стремлениях, хоть и вне рамок МГ ОБСЕ и Турции и Ирана, всегда надо помнить и адекватно оценивать.



Я не нашел также рассуждений о том, будет ли приоритетом для нас развитие экспортно-ориентированной экономики и создание соответствующих условий, насколько может иметь отношение к вопросам национальной безопасности идея создания в Армении зоны без контрафактной продукции и страны с высшим качеством произведенной продукции. Какое место в экспортной политике государства будет занимать горно-рудная промышленность и извлечение полезных ископаемых?



Значение иностранных инвестиций для экономического роста и развития страны никак не раскрыто в этом документе. С учетом сложившихся условий они будут оставаться пока одними из самых реальных источников финансовых ресурсов.



С точки зрения национальной безопасности и эффективных экономических моделей развития, я не нашел ничего о том, как и по каким правилам государство будет продолжать привлекать внешние кредиты, какая ситуация государственного долга может создать для нас реальные угрозы национальной безопасности!? Ведь большой внешний долг это кроме всего и большая зависимость от внешних центров влияния, и ограниченность в выборе своих суверенных действий и решений.



Нет в документе и положений о том, какую роль, с точки зрения обеспечения экономической стабильности и развития страны, играет и может иметь банковская сфера. Уверен, что эффективная и надежная энергетика и банковская сфера - основные гаранты обеспечения экономического компонента нашей национальной безопасности.



НАСКОЛЬКО ВАЖНО, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, подготовка и реализация специальной программы по новому позиционированию (брендингу) страны в мире для обеспечения ее большей узнаваемости и привлекательности, что должно быть основным элементом этого бренда?



Может ли страна для привлечения человеческого потенциала диаспоры рассмотреть возможность ввести исключение для лиц с двойным гражданством для работы, например, в органах исполнительной власти - на уровне министров и их заместителей? Все, что описано в части диаспоры, на уровне общих благих намерений и пожеланий. Предлагаю авторам документа внимательно познакомиться с докладом фонда Галуста Гюльбенкяна "Армяне в 2115-ом", где достаточно полно обозначены глобальные вызовы, стоящие перед армянством, в том числе проблема сохранения армянами диаспоры своей национальной идентичности.



Может ли Армения мечтать стать страной-транзитером в области энергетики от поставки произведенной электроэнергии в третьи страны до транзита газа из Ирана. В документе говорится о стремлении построить новый атомный энергоблок, но ничего не говорится о планах по действующей станции. Думаю, принципиально важно зафиксировать, что, с точки зрения обеспечения национальной безопасности и энергетической стабильности, правительство будет предпринимать все необходимые шаги для продолжения эксплуатации действующего энергоблока до тех пор пока это будет возможно технически и технологически, параллельно создавая новые мощности.



Можно зафиксировать ряд стратегических стремлений страны, например:



- Армения – зона, свободная от любого вида трафикинга;



- Паспорт гражданина Армении должен иметь наибольший рейтинг, как минимум, быть в числе первых 50 в мире;



- Армения в первой десятке стран международных рейтингов по безопасности для посещения иностранцев.



Вопросы и темы, подходы и решения, которые представлены в документе под названием Стратегия национальной безопасности, должны быть проработаны и представлены максимально полно и качественно. Появление такого документа не должно быть самоцелью или стремлением его разработчиков оправдать свое существование. Тем более, такой документ не может быть результатом выполнения плана работы. Помните: его будут досконально изучать в силу специфики больше за пределами Армении и по нему будет создаваться впечатление о качестве и сущности власти в сегодняшней Армении.



Статья была готова к публикации еще неделю назад, но из-за военных действий пришлось отложить. Прекрасно понимая, что все наше внимание и сейчас сосредоточено на границе, тем не менее решил опубликовать статью, поскольку она напрямую связана с национальной безопасностью. Выражаю мои искренние соболезнования родным погибших парней и желаю скорейшего выздоровления всем раненным.



Армен ГЕВОРКЯН, бывший вице-премьер РА



"Голос Армении"