Прокуроры сидели, опустив головы... Анна Данибекян отклонила их ходатайство - «Общество»

Сегодняшнее заседание по делу 1 марта свелось к обсуждению странного и нелогичного ходатайства прокуратуры, суть которого сводилась к тому, чтобы ограничить сторону защиты в праве представлять ходатайства на данном этапе.

Прокуроры сидели, опустив головы... Анна Данибекян отклонила их ходатайство - «Общество»


СОГЛАСНО ФОРМУЛИРОВКЕ САМИХ ОБВИНИТЕЛЕЙ, речь идет о "злоупотреблении стороной защиты своим правом". Подобных претензий в армянских судах на нашей памяти еще никто не предъявлял. Впрочем, до последних времен многого в армянских судах, да и вообще в правовой системе, никогда прежде не бывало. Тем не менее, рассмотрение неслыханного ходатайства заняло, без преувеличения, 5 часов. Анну Данибекян впору было пожалеть.



Между тем сторону защиты в откровенной потере сегодняшнего судебного дня не обвинишь – адвокатам подсудимых Роберта Кочаряна, Юрия Хачатурова, Сейрана Оганяна и Армена Геворгяна пришлось долго и детально напоминать суду подробности имевших место заседаний, разъяснять массу законодательных нюансов, приводить примеры других судебных процессов и обращаться к международному опыту. Одним словом, пришлось провести настоящий правовой ликбез, по итогам которого стало совершенно очевидно, насколько глубоко они владеют темой, которую представляют, в отличие от обвинителей, в выступлениях которых звучали капризные нотки детей, желающих добиться желаемого, а правовая база, мягко говоря, хромала.



Сильное впечатление в очередной раз произвели речи прокуроров и поддерживающих их представителей потерпевших, чья правовая аргументация, как и умение обосновывать свою позицию, просто обескураживали своей несостоятельностью. Впрочем, необоснованная позиция до сих пор им не мешала. К счастью, на сей раз судья Данибекян не пошла на поводу у обвинения. Видимо, поняла абсурдность ситуации, в которую ее вовлекли своим нелепым ходатайством прокуроры.



Адвокаты, выступая один за другим, в частности, вспоминали, по каким причинам и на какие сроки приходилось откладывать заседания по делу 1 марта. Вспомнили двухмесячный перерыв в деле ввиду операции носа Анны Данибекян, из-за чего, ввиду угрозы заражения коронавирусом пришлось подвергнуть большому риску здоровье Роберта Кочаряна. Ведь именно по этой причине суд весь этот срок не рассматривал ходатайство об изменении меры пресечения для него, нарушая основополагающие требования Европейской Конвенции по правам человека. В конце прошлого года еще один вынужденный перерыв длиной в месяц имел место опять-таки по причине незапланированного отпуска судьи Данибекян.



ОТМЕТИЛИ АДВОКАТЫ И ОБРАЩЕНИЕ СУДЬИ ДАВИДА ГРИГОРЯНА в Конституционный суд, на предмет соответствия статьи 300.1 УК РА Конституции РА. А кроме того, напомнили о колоссальном объёме дела 1 марта, о том, что обвиняемых четверо, и у каждого два и более адвокатов, и каждый должен полноценно участвовать в процессе, а также о некоторых других технических причинах, в том числе, отсутствие переводчика, пандемия коронавируса, заражение адвокатов, и, наконец, необходимость обеспечения судом социальной дистанции. Таким образом, послужной список причин, в силу которых судебные заседания откладывались, оказался достаточно весомым, и стало очевидно, что львиная их доля приходится отнюдь не на ходатайства защиты.



Отметим, что выступления представителей защиты, как обычно, прерывались раздраженными репликами прокуроров и "вставками" стороны, представляющей интересы потерпевших. К примеру, слова Ованеса Худояна о том, что в отдельных местах обвинение доходит до откровенной лжи, вызвали бурный протест с места прокурора Геворга Багдасаряна, пообещавшего ответить в том же духе. Айк Алумян в ответ потребовал не пытаться запугать адвокатов, им и без того все это время угрожают, но не тех напали. Судья прекратила перепалку, призвав к порядку. А представитель потерпевших Тигран Егорян, попытавшись поддержать прокуроров, выразил мнение, что ситуация складывается таким образом из-за того, что стороны не ограничены во времени, после чего предложил ограничить действия и выступления.



Интересное наблюдение озвучил Арам Вардеванян, который напомнил, что на обсуждении деятельности прокуратуры в 2019 году 1 июня сего года депутат от фракции "Мой шаг" Андраник Кочарян, обращаясь к Генеральному прокурору, зачитал по бумажке вопрос: почему из-за действий адвокатов затягивается процесс по делу Кочаряна? Там же была озвучена инициатива представления обсуждаемого ныне ходатайства. Адвокат подчеркнул: в контексте страны-члена СЕ эта ситуация сильно удручает.



А Айк Алумян счел ходатайство прокуроров не только необоснованным, но и противозаконным. Он заявил, что законодательство не предусматривает ограничение права на представление ходатайств в суде, подобной нормы нет ни в УПК, ни в Гражданском, ни в Уголовном кодексах. "Иначе говоря, прокуроры ходатайствуют принять решение, выходящее за рамки полномочий судьи", - подчеркнул Алумян. Одновременно он отметил, что суд может применить санкции, если сторона злоупотребляет своими правами - это предупреждение, отстранение от участия, штраф. Иных мер не предусмотрено.



Одним словом, в выступлениях адвокатов звучала общая мысль, что ходатайство прокуратуры, если его можно так назвать – очевидная попытка лишить подсудимых голоса, права на полноценную защиту. А миф о том, что заседания по делу 1 марта затягиваются по вине адвокатов, думается, сегодня был полностью развеян. И единственное, чего добилась сегодня прокуратура, это откровенная демонстрация собственной неубедительности.



ПРОКУРОРЫ СИДЕЛИ, ОПУСТИВ ГОЛОВЫ. После выступления адвокатов они заявили, что ходатайство их обусловлено сильной обеспокоенностью соблюдения судебного регламента, в частности, необходимости перейти к этапу судопроизводства. А еще отметили, что имели в виду не все ходатайства защиты, а повторяющиеся. Прокуроры подчеркнули, что считают свое ходатайство обоснованным, подлежащим удовлетворению.



Выступивший еще раз Алумян вновь обратил внимание суда на законодательные неточности в их выступлениях, а еще на то, что обвинение хочет получить от А. Данибекян решение, не предусмотренное армянским законодательством. А суд, остроумно заметил он, не Национальное Собрание, законов не принимает, и творческая инициатива в законодательном поле здесь никак не приветствуется. Более того, однозначно исключена. В то же время Алумян заметил, что, если речь идет о повторяющихся ходатайствах, то об этом обвинению можно было и не говорить, отняв у суда целый рабочий день, потому что это и так прописано в законе. Вот только как воспринимают прокуроры повтор в ходатайствах защиты – другой вопрос, и решать тут должно не обвинение, а суд.



К концу рабочего дня, ровно в 18 часов Анна Данибекян отклонила ходатайство прокуратуры, заметив, что оно не может быть удовлетворено. Следующее заседание состоится 14 июля в 13 часов.



Лана Мшецян, "Голос Армении"