Кто виноват в катастрофе 1941 года: фейки и реальность - «Новости дня»

Кто виноват в катастрофе 1941 года: фейки и реальность - «Новости дня»

Тем, кто апеллирует к количеству жертв, как аргументу про решающую роль СССР в борьбе с Гитлером, не худо бы помнить, по какой причине и по чьей вине получилось такое чудовищное количество жертв.



Вспоминая, как 22 июня 1941 года началась война с гитлеровской Германией не нужно забывать и то, что в катастрофе лета 1941 года виноват вовсе не только Гитлер, но и Сталин. И не только тем, что в 1939 году заключил с нацистами позорный договор «Молотова-Риббентропа», но и тем, что устроил исключительной силы погром боеспособности собственных вооруженных сил. Беспомощность и многомиллионные потери огромной Красной армии (и, соответственно, мирного населения, которое эта РККА должна была, теоретически, защищать) стали результатом политических «чисток» 1937-1941 годов, в ходе которой РККА лишилась практически всего квалифицированного командного состава.



Вот что пишет по этому поводу публицист Илья Вайцман:



«Уже на полковом уровне практически все командиры были вчерашними капитанами и майорами без академического образования, дивизиями командовали вчерашние, в лучшем случае, подполковники (а то и капитаны!), прыгнувшие туда с уровня батальона за год-два – и тоже без образования и какого-либо военного опыта, кроме строевой подготовки и политинформаций. Не верите?



 



Читайте: «...Да что говорить, когда в тридцать девятом году мне пришлось быть в комиссии во время передачи Ленинградского военного округа от Хозина Мерецкову, был ряд дивизий, которыми командовали капитаны, потому что все, кто был выше, были поголовно арестованы» (© А. Василевский, после войны).



 



Может ли вчерашний капитан (ладно, майор) за полтора года стать хорошим комдивом военного времени? Нет, конечно. Это невозможно. Завхозом и кадровиком по мирному времени – еще туда-сюда, может и получится работать, но воевать – нет.



Высший же командный состав с академическим образованием и боевым опытом, мозг и душа армии, те люди которые «знали как» и умели воевать – был «органами» по приказу Сталина вырублен почти поголовно. Только в 1937-38 годах убито было больше половины комбригов, ¾ комдивов, 112% комкоров и 133% командармов (больше 100% получалось, когда вновь произведенных в соответствующие должностям звания тоже расстреливали). Да и после завершения т. н. «большого террора» аресты в армии продолжались, разве что чуть меньше расстреливали и больше в концлагеря отправляли нововведенных генералов и полковников вместо комбригов и комкоров. В итоге, к лету 1941 года еще оставшиеся в строю были запуганы «чекистами» до полного паралича воли и потери сознания.



 






 



«Если бы не тридцать седьмой – тридцать восьмой годы со всей их атмосферой крайнего запугивания кадров, крайнего завинчивания гаек, крайней подозрительности к любому, не говоря уже о протесте, – к любому рапорту, обращению и так далее, то вы бы, очевидно, не вышли в предвоенной обстановке к границе, в лагерь без патронов и без снарядов» (© К. Симонов – неустановленному генералу после войны).



Такого успеха в физическом уничтожении и подавлении воли комсостава РККА не удалось повторить потом никому, даже Гитлеру. Понимали ли это в Берлине? Еще как понимали. При обсуждении нападения на СССР Гитлер прямо заявлял: «80 % командных кадров Красной армии уничтожены. Красная армия обезглавлена, ослаблена как никогда, это главный фактор моего решения. Нужно воевать пока кадры не выросли вновь.»



Результаты такой сталинской кадровой политики немного предсказуемы: вся четырехмиллионная довоенная Красная Армия была полностью уничтожена (по количеству потерь убитыми, раненными и пленными, конечно, не поименно) уже к октябрю 1941 года, в первую очередь из-за абсолютно некомпетентного командования. И что, вы думаете это остановило репрессии? Как бы не так: в 1941-1942 годах генералитет РККА уничтожался органами НКВД гораздо успешнее, чем Вермахтом. Лучше от этого не становилось, но зато «чекисты» могли «показать работу». Всё, на что оказались годны перепуганные пистолетами у затылка «ещевчеракапитаны» в роли комдивов и даже свежеиспеченные из подполковников «генералы» – это слепо выполнять даже самые идиотские приказы «политического руководства», покорно и даже с показным энтузиазмом ведя своих солдат на бойню и полностью впадая в паралич при первых же расхождениях реальности с приказами свыше. Самим решать? Да ни за что, а то «органы» расстреляют. Так что лучше умереть хоть и бессмысленно, но героем и с пенсией детям.



 






 



Ну а фронт… Дыры на фронте затыкали спешно мобилизованными запасниками, а потом и молодежью, «рабочим ополчением» с берданками и кем попало вообще. Как они воевали? Ну как… Как-то. Самое катастрофическое положение было в середине 1942 года, после катастрофического провала крайне неумелого (некому уметь было!) наступления под Харьковом во второй половине мая – тогда падения СССР ожидали в Великобритании и США со дня на день. Как удержались я не понимаю до сих пор. Смотрю на карты и не понимаю. Чудом, благо что у гитлеровцев не было того объема информации, что есть сегодня у меня и они не видели ситуацию с высоты послезнания. СССР спас «туман войны» и политически мотивированные решения Гитлера.



Потом уже постепенно научились как-то воевать, куда деваться… Страшной ценой научились, да и то еще было знание – за каждый отданный метр пришлось потом платить вдесятеро, и все из-за того же: год-другой в окопах мозги вправляет тем, кто выжил – но полноценной заменой систематического военного образования не является. И, опять же: чекист за спиной грамотным в военном смысле решениям не способствует никак. Он способствует исключительно лобовым атакам «на истощение запаса патронов у противника» к красным датам календаря и прочему «любой ценой».



Ну и вишенкой на торте: за годы войны органами НКВД было только по приговорам трибуналов расстреляно советских солдат и офицеров числом около 20 дивизий (по штатам 1942 года). В это число не входят, обратите внимание, отправленные на смерть в штрафные роты и в концлагеря, а так же расстрелянные без суда «оперуполномоченными» и заградотрядами. Немецкому командованию такие успешные операции редко удавались, чекисты косили советских солдат похлеще отборных эсэсовцев, что по абсолютному счету, что по относительному, в пересчете «на сотрудника»...



 






 



 






 



Так что тем, кто сегодня на голубом глазу апеллирует к количеству жертв, как аргументу про решающую роль СССР в борьбе с Гитлером не худо бы помнить и повторять вслух и то, по какой причине и по чьей вине получилось такое чудовищное количество жертв: Из-за осатанелого «чекизма», из-за сталинской с «соратниками» злобности, тупости, трусости и бездарности, из-за параноидальной подозрительности всех этих «вождей», в конце концов. Из-за того, что они, будучи «бандитами по образованию», пришедшими к власти в результате самой кровавой революции в истории – в принципе не понимали, не умели и не хотели других способов управления страной, кроме как страхом и массовыми убийствами, чем и довели страну до очередной чудовищной катастрофы. Да и не только страну. Не будь этих факторов – мировая история могла бы пойти совсем по другому пути, может быть, и никакой Второй Мировой бы и не случилось…»



***



Еще об одном аспекте боеспособности Красной армии традиционно напоминает сетевой аналитик Дмитрий Милин, совершенно уверенный, что без материальной помощи союзников, ни о какой победе СССР в войне речи быть не могло. Вот только один из многочисленных примеров:



«К вопросу мог бы СССР победить Германию в одиночку. Производство пороха в СССР и Германии в тоннах: 1941 г. СССР: 43 024 (июль-дек) Германия: 112 373 (весь год) 1942 г. СССР: 67 698 Германия: 146 563 1943 г. СССР: 112 770 Германия: 230 624 1944 г. СССР: 126 890 Германия: 253 702 1945 г. СССР: 49 402* Германия: 26 050** * - январь-май ** - январь-март + союзники по ленд-лизу поставили 127 тыс. тонн т.е. 31% от выпуска СССР...»



***



Однако миф, он на то и миф, чтобы теснить реальность. Невежественные люди (а их большинство в любом обществе любой страны) намного охотнее верят мифам, нежели голым и неудобным фактам. Причем это касается не только исторической науки, но и в искусства. В том числе и изобразительного. Наглядный пример того, как китч опошляет любую тему демонстрирует в своем блоге дьякон Андрей Кураев:



«По православным бложикам пошла гулять картинка краснодарского художника Валентина Папко «Даже не снилось. 22 июня 1941г.»



 






 



"Художник изобразил границу между миром и войной, которая будет разрушена буквально через несколько секунд".



Крайне неудачная картина


Тени как в полдень, а не как на рассвете
Самолеты летят с запада, то есть навстречу рассвету и, значит, именно их лбы должны быть хорошо освещены
Они летят очень низко, то есть вот-вот они сбросят бомбы. Но что может бомбить такая туча самолетов в такой сельской мирной идиллии?
На картине аж 89 самолетов. У люфтваффе 22 июня было слишком много объектов, и потому такими массами они не работали. Обычно группы в тот день насчитывали от 8 до 12 самолетов. Самая большая нанесла удар по скоплению нашей техники в Сувалкинском выступе в Литве – 57 бортов. Подробнее - в первом томе книги Дмитрия Хазанова "1941. Горький урок". Это лучший автор по воздушной войне.
Семья уж как-то нарочита православна: и нательный крестик, и икона на стене. Но дело в том, что церковные люди в головах иконы не вешают
Семья как-то нереально состоятельна: двуспальная кровать, свежее белье, комбинашка, шторы, ламбрекен (девушка-прислуга во дворе?)... Зажиточных православных крестьян в прифронтовой зоне к лету 41 го быть уже не могло: их место в Сибири. Крестьянского малыша в такие рюшечки обряжать не стали бы. Не говоря уже о том, что если ранним утром малыш открыл глазки, то маме (кстати, она не похожа на кормящую) точно будет не до сна.

Цена - 1 350 000 руб. Продается с 2011 года.



Конечно, это переконцентрированный штамп советских фильмов про начало войны: немецкие самолеты, бомбящие мирных отдыхающих советских граждан и их дома. Но "Киев бомбили" только в песне. В первый день для немцев главными целями были аэродромы и военные базы.



***



Вариант текста:



«Двадцать второго июня,



Ровно в четыре часа



Киев бомбили, нам объявили



Что началася война.



 



Война началась на рассвете



Чтоб больше народу убить.



Спали родители, спали их дети



Когда стали Киев бомбить.



 



Врагов шли большие лавины,



Их не было сил удержать,



Как в земли вступили родной Украины



То стали людей убивать.



 



За землю родной Батькивщины



Поднялся украинский народ.



На бой уходили все-все мужчины,



Сжигая свой дом и завод.



 



Рвалися снаряды и мины,



Танки гремели броней,



Ястребы красны в небе кружили,



Мчались на запад стрелой.



 



Началася зимняя стужа



Были враги близ Москвы,



Пушки палили, мины рвалися



Немцев терзая в куски.



 



Кончился бой за столицу



Бросились немцы бежать



Бросили танки, бросили мины,



Несколько тысяч солдат.



 



Помните Гансы и Фрицы



Скоро настанет тот час



Мы вам начешем вшивый затылок,



Будете помнить вы нас...»