Обвинение с Р.Кочаряна подлежит немедленному снятию, если КС признает статью 300.1 УК РА антиконституционной - «Общество»

Перенасыщенная громкими судебными процессами текущая неделя в пятницу обогатилась еще одним важнейшим событием: получено долгожданное заключение Венецианской комиссии по так называемому делу Р. Кочаряна.

Обвинение с Р.Кочаряна подлежит немедленному снятию, если КС признает статью 300.1 УК РА антиконституционной - «Общество»


ПЕРВЫМИ ОТКЛИКНУЛИСЬ И ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ ЭТОТ ВАЖНЕЙШИЙ ДОКУМЕНТ адвокаты второго президента. «Вы помните, сколько раз мы и наши коллеги говорили о крайне непонятных положениях статьи 300.1 УК РА, каковыми являются, например, "фактическая отмена", "прекращение в правовой системе". Венецианская комиссия, ознакомившись с положениями этой статьи, знаете, что констатировала? Она констатировала, что они настолько расплывчаты, что, возможно, проблема в переводе, раз так сформулированы, и вообще не коснулась их. То есть мы имеем дело с такой степенью неопределенности, что четверо авторитетных экспертов Венецианской комиссии выражают недоумение по поводу наличия подобной формулировки в Уголовном кодексе. Венецианская комиссия прямо констатировала, что ничего подобного, буквально указываю, свержению конституционного строя с той формулировкой, которая существует в Республике Армения, в международной практике нет», - заявил на встрече с представителями СМИ адвокат Арам Вардеванян.



Ованес Худоян в телефонной беседе с судебным обозревателем «ГА» выразил мнение, что обвинение с Роберта Кочаряна подлежит немедленному снятию, если Конституционный суд признает статью 300.1 УК РА антиконституционной. О. Худоян напомнил, что адвокаты подавали ходатайство судье Анне Данибекян о прекращении уголовного преследования Роберта Кочаряна и снятии с него обвинения ввиду его полнейшей несостоятельности. Ведь статья 300.1 УК РА о свержении конституционного строя, положенная в основу обвинения второму президенту, отсутствовала на момент совершения вменяемого ему деяния. Проще говоря, как в свою очередь неоднократно писал «ГА», в марте 2008 года ее не было в отечественном Уголовном кодексе, появилась она спустя год после известных событий 1-2 марта. А закон, как известно, обратной силы не имеет. «Более того, статья 300.1 УК РА сформулирована так, как будто она ни о чем, она лишена четкости, и непонятно, что означают ее положения. Наша позиция подтверждена и заключением Венецианской комиссии, которая, как видим, указывает на размытость и нечеткость формулировок, смысл которых невозможно понять. То есть, мы опять впереди планеты всей, увы не в положительном смысле. Это плохой, очень плохой образец. Что касается судьи Данибекян, которая отложила на непонятный срок рассмотрение нашего ходатайства, то, думается, сейчас, самое время к нему вернуться», - заявил наш собеседник.



СОВЕРШЕННО ОДНОЗНАЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЕНЕЦИАНСКОЙ КОМИССИИ, как и полученное ранее заключение ЕСПЧ, на наш взгляд, дает все основания для того, чтобы немедленно прекратить позорное судилище в отношении Роберта Кочаряна, сняв со второго президента несостоятельное обвинение. Это автоматически вытекает из содержания данных международных документов. Понятно, что оба заключения носят консультативный характер, но как выразился недавно в интервью «ГА» адвокат Айк Алумян, только дурак может не прислушаться к мнению столь уважаемых международных правовых инстанций. Себе дороже окажется.



“В данный момент мы не можем предсказать, какое решение вынесет Конституционный суд, потому воздержимся от оценок. Если КС признает статью 300.1 Уголовного кодекса РА противоречащей Конституции, уголовное дело подлежит немедленному прекращению, в буквальном смысле – через час”, -заявил нам Ованес Худоян. Вопрос этот, на его взгляд, надолго не затянется. Адвокат полагает, что для вынесения своего вердикта Конституционному суду понадобится 2-3 недели, не больше.



К концу дня генпрокуратура также решила высказаться по поводу консультативного заключения Венецианской комиссии. Вполне понятно, что ведомство попыталось преподнести обществу удобную для себя версию, заявляя, в документе нет утверждений об отсутствии конкретных формулировок в статье о свержении конституционного строя и т.д.. На это немедленно откликнулся А. Вардеванян, написав на своей странице в фейсбук, что из заявления генпрокуратуры видно, что заключение Венецианской комиссии, оказывается, можно комментировать, не потрудившись изучить его. Адвокат отметил, что прокуратура, по сути, не является стороной вопроса, не соприкасается напрямую с мнением Венецианской комиссии, но в своем стиле комментирует его, как комментировала решения КС и другие...



Что ж, прокуратура, руководимая Артуром Давтяном, верна себе и взятым на вооружение принципам «бархатного» правосудия. Как бы то ни было, последнее слово в этом вопросе за Конституционным судом. После официального перевода, согласно процедуре, КС должен определить свою однозначную позицию в этом деле. И это та судебная инстанция, с которой придется считаться всем, и А. Данибекян, не придумавшей ничего лучше, как отложить рассмотрение вопроса до лучших времен, и тем, кто ее направляет. Так что, в несостоятельном деле против Роберта Кочаряна, кажется, виден правовой конец.



Лана Мшецян, "Голос Армении"