Армения на пути государственного самоубийства - «Общество»

Армения на пути государственного самоубийства - «Общество»


Нет более короткого пути сломать хребет государства, чем изменение Конституции без предварительной проверки конституционности этих изменений, уверен доктор юридических наук, специалист по конституционному праву Гор Ованнисян.


.


ОВАННИСЯН, НАПОМНИМ, - третья попытка президента Армена Саркисяна выдвинуть кандидата на должность судьи Конституционного суда. Его кандидатуру фракция власти отклонила в апреле прошлого года, сохранив вакантное место для своего назначенца Ваге Григоряна, которого президент выдвинул только с четвертой попытки.



Ованнисян, отметим, живет и работает в Германии, свои услуги он предложил, поскольку, по его словам, хотел быть полезным Армении. Но мойшаговцы отказались: Григорян был по сердцу им, вернее, их лидеру. Да и крамольные вещи говорил доктор юридических наук, специалист по конституционному праву Гор Ованнисян. Например, про суперпремьерскую систему. "Даже если, оценив на основе текста Конституции, мы можем сказать, что это суперпремьерская Конституция, это вовсе не обязывает нас в реальной жизни иметь суперпремьерскую реальность. Конституционный суд может это ограничить", - объяснял он оппозиции свое отношение к суперпремьерской системе.



Но вернемся к публикации Ованнисяна, которую он назвал "Занимательная юриспруденция" и в которой он на пальцах объясняет, почему обязателен предварительный конституционный контроль международных договоров и изменений Конституции, даже если бы это не было отмечено дословно в Конституции.



"Если государство ратифицирует международный договор без предварительной проверки Конституционным судом конституционности взятых этим договором обязательств, то в случае антиконституционности последних встанет перед серьезной проблемой, - объясняет эксперт. - В международном праве государство не имеет права отказываться от выполнения своих международных обязательств, ссылаясь на противопоставляемое им национальное право. В случае отказа подпадет под международные правовые санкции. В итоге государство окажется в безвыходной ситуации: либо должно выполнить свои международные обязательства и неизбежно нарушить тем самым Конституцию, или уважать Конституцию и подпасть под международные правовые санкции. Для того чтобы не оказаться в подобной глупой ситуации, нужно просто заранее обратиться в КС", - отмечает Гор Ованнисян. Он приводит сравнение с германским конституционным правом, замечая, что там нет предварительного контроля правовых норм. Однако Федеральный КС Германии делает для международных договоров не предусмотренное каким-либо законом исключение, чтобы избежать вышеуказанной безвыходной глупой ситуации.



ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, то без КС и здесь не избежать возможности оказаться, мягко говоря, в глупой ситуации. Для особо одаренных Ованнисян прежде всего напоминает: законодательный орган, меняя закон, ограничен Конституцией и любое изменение закона, которое противоречит Конституции, недействительно. И, изменяя Основной Закон, мы на первый взгляд не ограничены ничем. "Но изменения Конституции также имеют границы, не все можно менять в Конституции, - разъясняет Ованнисян, указывая на неизменяемые положения Основного Закона. - Последние имеют более высокую юридическую силу, чем другие нормы Конституции. Следовательно, изменения Конституции, которые противоречат этим неизменяемым положениям, также недействительны".



Если государство внесет поправки в Конституцию без предварительной проверки в КС их соответствия неизменяемым положениям Конституции, то в случае их антиконституционности окажется в глупой ситуации, предупреждает эксперт. "Эти антиконституционные изменения с момента вхождения в силу станут действующим конституционным правом, которым будут ограничены все государственные органы. В результате получим антиконституционное конституционное право. Государственные органы будут вынуждены применять эти антиконституционные конституционные нормы, нарушая неизменяемые положения Конституции, которые составляют хребет нашего государства. Следовательно, нет более короткого пути сломать хребет государства, чем изменение Конституции без предварительной проверки конституционности этих изменений", - объясняет специалист по конституционному праву Г. Ованнисян.



Более того, по его словам, от этих антиконституционных конституционных положений невозможно будет избавиться также путем последующего контроля. "Прежде всего потому, что не существует производства проверки конституционности действующих конституционных норм. Во-вторых, поскольку КС сам ограничен Конституцией, то не сможет признать антиконституционными и недействительными те нормы, которыми он ограничен. Результат – государственное самоубийство", - подчеркивает эксперт.



"Каков логичный вывод из всего этого? Не имеет никакого значения, требует Конституция предварительного контроля или нет, это обязательно исходя прежде всего из элементарной логики и интересов государственной безопасности", - резюмирует Гор Ованнисян.



"Голос Армении"