Если сторонник Кочаряна, значит - преступник? - «Общество»

Если сторонник Кочаряна, значит - преступник? - «Общество»


Проводимая вот уже два года властями "новой Армении" политика есть пьеса. Она разыгрывается в разных декорациях, но без больших композиционных изменений ,- случаются разве что стилистические. Это не очень интересная, довольно жестокая и не самая оптимистическая пьеса. Она говорит о человеческой природе достаточно горькие вещи и доказывает, что лишённые нравственного стержня люди способны на всё.


.


КАК И В ЛЮБОЙ ПЬЕСЕ, параллельно с главной темой там регулярно возникают и побочные. Например, весьма активно в последнее время разыгрываются сцены из жизни и деятельности сторонников второго президента Роберта Кочаряна. И по какому-то странному стечению обстоятельств все эти сторонники исполняют роли отрицательных героев. То Нарек Мутафян и Саркис Оганджанян подойдут на улице к судье Анне Данибекян и начнут задавать "глупые" вопросы, то "Диана Арутюнян" распространит представляющую опасность для национальной безопасности информацию, то собственник телеканала ТВ-5 Армен Тавадян попытается подкупить свидетеля. Да, чистых жанров более не существует, и фарс в нашей трагедии весьма ощутим.



А житель села Айнтап Артур Торосян, который с оружием в руках ворвался в "Эребуни плаза", взял заложников, произвёл несколько выстрелов в потолок, потребовал проводить его в находящийся в этом же здании офис Роберта Кочаряна и уехал на служебной машине и.о начальника полиции Армана Саркисяна? Клянусь, я бы свихнулся, если бы вдруг не выяснилось, что этот Торосян тоже является сторонником Кочаряна! Но если он сторонник, зачем же тогда с оружием в руках прорывался в офис второго президента, не зная даже, на каком этаже находится интересующее его помещение? Объяснений тут может быть только три. А там, где есть три, нет ни одного. Картинка такая, что хоть глаза до затылка протри – не поверишь! Это даже фальсификацией не назовёшь, поскольку фальсификация предполагает всё же некоторое внешнее правдоподобие.



Но наблюдающий за этим спектаклем зритель не гонится за правдоподобием. Правдоподобия ему хватает в зрительном зале. Зритель любит, когда громко, шумно, пафосно. Когда в первом действии артист яростно дерёт глотку за свободу, а во втором поступает ровно наоборот, никто не упрекает его в лживости, потому что это от него и требуется. Ему, так сказать, за это платят. Иногда кто-то с галёрки кричит "Не верю!", но он просто не понимает природы театральной условности. Верить – не надо. Надо смотреть.



А ЕСЛИ СМОТРЕТЬ ПОВНИМАТЕЛЬНЕЕ, то очень легко можно прийти к следующему выводу: власть сегодня делает всё, чтобы дискредитировать не только героя Арцахской войны, первого президента Арцаха и второго президента Армении Роберта Кочаряна, но и представить его сторонников в качестве преступников и врагов государства, к которым могут быть применены так называемые "письма с печатью". Последние были весьма популярны в Европе в XV-XVIII веках и представляли собой документ с печатью короля, дающий право брать без суда под стражу людей, чьи имена в нём были перечислены. Стоит ли говорить, что люди эти были, как правило, политическими противниками короля и его критиками?



Если сторонник Кочаряна – то преступник. Думаем, не далёк день, когда сторонники Кочаряна будут объявлены вообще "врагами народа". Кстати, именно демократия внедрила термин "враг народа" - при другом строе этот термин просто не имеет смысла. Затруднительно вообразить, например, Людовика XI, человека крайне жестокого, который истребляет не врагов государства, не изменников короны, а врагов народа. Обретя полновесное значение при демократическом режиме, термин "враг народа" оказался крайне полезен при массовых репрессиях.



Так что сторонники Кочаряна должны готовиться к худшему, а также коренным образом пересмотреть своё поведение. Дружить надо с властью, изо всех сил дружить и улыбаться, если не хочешь, чтобы власть плохо о тебе подумала. А то – знаете, что бывает с теми, о ком плохо подумала власть? Конечно, гуманизм, доброта и справедливость в последние два года окружают нас всё плотнее и всё стремительнее, но оплот этого человеколюбия, его, так сказать, форпост – Пашинян – ничего не забывает. Не случайно на днях не только вспомнил, но и назвал коррупционером собственника 2-го телеканала Самвела Майрапетяна, который отказался в своё время дать показания против второго президента. Фактически тоже сторонник Кочаряна, а, значит, преступник. Настоящего демократа отсутствием приговора суда от верной оценки не отвлечёшь.



В ПЬЕСЕ, КОТОРУЮ МЫ ВСЕ СМОТРИМ, давно расписаны все реплики: всегда знаешь, когда заговорят о "врагах", а когда – о "любви и согласии". В ней есть одинокие монологи на авансцене и шумные массовые сцены, в которые вовлекается весь зал. Но пьеса играется в последнее время так халтурно, что никто из исполнителей уже не верит ни одному собственному слову. В антрактах артисты подмигивают залу, в паузах перехихикиваются с ним. Но в зал никто из них не спускается: тот, кто побывал под софитами, никогда не вернётся в темноту по доброй воле.



Вот уже почти два года мы смотрим этот спектакль. Время от времени ненадолго выпускают нас из пыльного зрительного зала, дают вдохнуть свежий воздух. Но потом снова заталкивают в зал. Не найдётся ли у вас лишнего билетика, сограждане? В какой-нибудь другой театр, где показывают что-нибудь такое, от чего не так тошнит?



Гагик Мкртчян, "Голос Армении"