Интеллигенция – прямоходящие или беспозвоночные? - «Общество»

«Совершенно позорное письмо! Но комментировать коллег не буду – в конце концов, каждый делает свой выбор», – так, практически под копирку, заявляли артисты, которых можно смело назвать творческой интеллигенцией не в силу рода деятельности, но в силу «нравственного закона внутри нас». Отвечали по поводу печально известного воззвания к интеллигенции под названием «Если все» и за подписью Микаела Погосяна и Эдуарда Амбарцумяна.

Интеллигенция – прямоходящие или беспозвоночные? - «Общество»


ТАЛАНТЛИВЕЙШИЙ ХУДОЖНИК, ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ и народный артист РА Микаел Погосян обратился к коллегам. Артист, всю свою долгую творческую жизнь проповедовавший человечность, добро, любовь к ближнему, терпимость и понимание, артист, у которого хватило смелости в один из своих фильмов даже ввести образ хорошего азербайджанца, ко всеобщему обалдению поставил свою подпись под практически призывом к гражданской войне – «Мы объявим войну!.. Мы не позволим никому сбежать от расплаты!..» В это невозможно поверить!.. В это, увы, невозможно не поверить…



Пьяному ежику понятно, что Микаел Погосян не писал и одного словосочетания этой позорной эпистолы в комиссарской стилистике. Скорее всего, и Эдуард Амбарцумян, врач-репродуктолог, которого в артистических кругах в основном не имеют чести знать, не занимается в своей клинике продуцированием и репродуцированием подобной ереси. Можно даже с большой долей вероятности допустить, что сотворялась эта нетленка в той самой редакции, которая поспешила опубликовать эту вариацию на тему «революционный держите шаг - неугомонный не дремлет враг» едва ли не раньше «авторов». Можно пойти еще дальше и попытаться сложить паззл. Микаел Погосян одержим идеей фильма о враче-репродуктологе – смотри тандем подписантов, – уже готов сценарий, а на производство нужны деньги, а кто в нашей стране может их дать, кроме государства… Но продолжать в этом направлении не стоит, потому что все слишком очевидно, а значит – не интересно. Тем более, что не все творческие интеллигенты считают недопустимым обсуждать коллег, и Микаел Погосян уже огреб по полной, а лежачего все-таки не бьют.



Можно было зайти с другого ракурса. Мол, господа «граждане Армении», ясно, что вы – не математики, но даже с простой арифметикой у вас большие нелады. Или вы явно не в курсе того, что происходит в той самой Армении, за судьбу которой у вас так надрывно болит сердце. После революции прошло не только всего два года, как вам написали, но прошло уже два года. И во всех смыслах много воды утекло и многое изменилось. И «всего 4%», на котором так настаивает воззвание – цифра, отражающая процент, полученный на последних выборах Республиканской партией - судя по последним политическим событиям, обросла как минимум «нулем».



ГОСПОДА ИНТЕЛЛИГЕНТЫ И ГРАЖДАНЕ АРМЕНИИ, вы всерьез предлагаете давить, жечь каленым железом, уничтожать 40 процентов ее населения, и чтобы никто не ушел от расплаты? Вы всерьез делаете предложение интеллигенции – поддержать такую позицию?.. Ладно, пускай 4%. Да не 4 процента, а 4 человека – давить, жечь каленым железом, и чтоб никто не ушел от расплаты? Ребят, а вы знаете, интеллигенция таких позиций не рассматривает в принципе!..



Но с такого ракурса заходить тоже не хочется – есть такая плоскость, дикость которой исключает всякую дискуссию со стороны любого нормального человека, абсолютно любого, без оглядки на социальную принадлежность. Политическую принадлежность и ориентацию можно иметь любую, любые кредо и воззрения, и это свободный выбор каждого – если только они не противоречат имманентным законам человеческого бытия, не подливают масла в огонь ненависти и нетерпимости. Неужели об этом надо напоминать тем, кто пребывает в статусе интеллигента?



Вообще-то, стремление любить и угождать власти, причем власти любой – позапрошлой, прошлой, настоящей и будущей – так же входит в противоречие и не входит в малый джентльменский набор интеллигента. Но это уже тема отдельного большого разговора.



Зато есть тема действительно актуальная. Судя по всему, мода на «народ» в его самой малоцивилизованной и необразованной части, мода на рассмотрение этого сегмента общества как единственного собеседника и целевой аудитории власти понемногу отступает. По крайней мере, власть вдруг вспомнила, что это не единственный ингредиент общества, что есть, оказывается, и другие, и что на них стоит обратить свой взор. Интеллигенцию, которую в упор не видели два года, вдруг заметили. По крайней мере догадались, что популярностью и влиянием некоторых ее представителей можно попользоваться. Хорошо бы, чтобы эти самые представители в свою очередь догадались, что объекты и субъекты, исчерпавшие свою полезность, имеют склонность быть выброшенными на помойку. А иной полезности, кроме как использования в пропагандистских целях, власть в артистах и ученых вряд ли видит.



НО ВЕКТОР ЯВНО НАМЕТИЛСЯ – ВЕДЬ ПИСЬМО «ГРАЖДАН РА» стало самым нашумевшим, но не единственным подобным проявлением. Конечно, приятно, что практически все деятели культуры и науки, с которыми за эти три дня пришлось говорить, невзирая на политические симпатии и антипатии, пришли от воззвания «Если все» в ужас. Приятно, но ни от чего не страхует. При финансовой зависимости, в которой находится интеллигенция от государства, не известно, как поведет себя ее каждый отдельно взятый представитель, подсунь ему на подпись подобное «открытое письмо». Недаром любые попытки отвоевать у власти хоть какие-то денежные свободы натыкаются на жесткий отпор. Вот на такие-то случаи он и нужен – этот короткий поводок.



Тут еще следовало бы порекомендовать все той же власти, если уж она взялась за проведение кампании «Интеллигенция – в поддержку меня, любимой», кое-над чем задуматься. В чисто техническом плане – обзавестись спичрайтерами и редакторами, могущими писать тексты, которые способны хотя бы прикинуться позицией интеллигентской, а не люмпенской. Что до плана содержательного – хорошо бы, чтобы в столь драматический для страны момент накаленных страстей интеллигенция призывала не бить и добивать, а консолидироваться. Консолидироваться вокруг того, что выше, в сто раз выше чьих-то политических интересов. Впрочем, такой подход – это явно не к власти.



Так или иначе, по истечении двух лет интеллигенция революцией замечена, мобилизована и призвана! И тому, кто предпочтет оказаться в гармонии со своим по-настоящему высоким званием следует помнить, что звание «интеллигент» все-таки звучит гордо, а кто предпочтет перейти в «отряд беспозвоночных», покажет время.



Сона Мелоян, "Голос Армении"