Армения: За гранью всех адекватных сценариев - «Общество»

Армения: За гранью всех адекватных сценариев - «Общество»


Как мы и предсказывали, закон, принятый вопреки экспертному юридическому сообществу, парламентскому меньшинству и внепарламентской оппозиции, сразу после подписания президентом оказался в числе неработающих государственных документов. Речь о мертворожденном законе, предусматривающем досрочное пенсионное обеспечение судей Конституционного суда до 27 февраля.


.



Подписывая закон, президент надеялся на конституционную реформу…



СКАНДАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ получил права гражданства, благодаря усилиям фракции "Мой шаг" в тот самый момент, когда для всех, кто следит за ситуацией в КС и вокруг него, было очевидно, что в указанный срок ни один из судей не изъявит желание покинуть свой пост в обмен на пожизненную выплату зарплаты. Кроме того, принятие закона сопровождалось рядом нарушений, которые уже зафиксированы и изложены в отдельном документе экс-руководителем аппарата парламента Арсеном Бабаяном.



Скажу больше: из заявления, распространенного администраций президента Армена Саркисяна, напрямую следует, что глава государства, коим Саркисян, напомню, является в соответствии со статьей 123 (пункт 1) Основного закона, связывает продуктивное функционирование всех ветвей власти не с законом о досрочном пенсионном обеспечении судей КС, а с конституционной реформой. Иными словами, администрация Саркисяна подтвердила, что президент не счел нужным обратиться в КС, а предпочел без промедления подписать скандальный закон по той простой причине, что возлагает большие надежды на комиссию по разработке проекта изменений в Конституцию.



Более того, президент приветствовал создание этой комиссии, пытаясь отвлечь внимание общества от вопроса: почему глава государства не обратился в КС, когда все юридическое сообщество говорило об ущербности закона? Вопрос, впрочем, риторический: Армен Саркисян работает президентом у премьер-министра Пашиняна, и этим все сказано.




Реформа коснется только судебно-правовой сферы



Глава государства либо не понимает, либо делает вид, что не понимает, истинное предназначение комиссии по реформе. Не так давно судья КС Альвина Гюлумян указала на то, что избавиться от неугодных судей власть может посредством конституционных преобразований, а президент, похоже, надеется, что предстоящая реформа расширит его полномочия. Блажен, кто верует!



О КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ, которая расширила бы полномочия президента, Армен Саркисян впервые заговорил сразу после смены власти. В СМИ даже появились сведения о том, что в его администрации есть специалисты, которые трудятся над проектом изменений в Основной закон. На самом деле, ожидания президента тщетны: реформа, как объявил Пашинян, коснется только судебно-правовой сферы, а вовсе не расширения полномочий Армена Саркисяна. Но обманули не только его!



За истекшие 2 года было много прогнозов относительно того, что Пашинян, якобы, решил в корне изменить "сшитую по Сержу Саргсяну" Конституцию и даже форму правления, вернув Армению к полупрезидентской модели. При таком развитии ситуации пост президента снова стал бы выборным, и Пашинян был бы вынужден бороться за него, а Армен Саркисян тихо покинул бы свой кабинет, в противном случае, Пашинян снова актуализировал бы тему ущербной легитимности 4-го президента. На пресс-конференции в Капане Пашинян развеял все иллюзии, он отчетливо дал понять, что менять модель правления не намерен. Его ответы на вопросы журналистов еще раз подтвердили, что реформа Основного закона предпринята с единственной целью - избавиться от нынешнего состава КС.



Так или иначе, процесс, который стартует в феврале, завершится не так скоро, по ряду прогнозов, работа комиссии займет не менее года, если, конечно, форс-мажорные обстоятельства не заставят Никола форсировать процесс, а пока вернемся к КС, где власть искусственно провоцирует кризис. Если даже 2 из 9 судей пойдут на поводу у власти и объявят о намерении покинуть КС, то ситуация от этого не изменится. Кстати, Арман Диланян, с которым власть связывает определенные надежды, напомню, письменно выразил свое отношение к посланию парламентского большинства на предмет отставки Грайра Товмасяна с поста председателя КС. Диланян написал, что эту филькину грамоту не следовало принимать к рассмотрению.



Гюлумян и Аревик Петросян уже объявили, что не уйдут со своих постов, а председатель КС Грайр Товмасян после первого допроса в КС вышел к журналистам и заявил, что судьи – его коллеги - герои. Товмасян назвал всех, кроме Ваге Григоряна, который, напомню, уже довольно длительное время у всех на виду предается безделью за счет государства, то есть получает зарплату судьи и ничего не делает.




В мировой практике таких примеров нет!



Этот факт почему-то до сих пор не стал предметом внимания правоохранительных органов, хотя СМИ пишут о нем постоянно!



ВПРОЧЕМ, ОГОВОРЮСЬ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ инстанций ссылаются на то, что статьи, по которой можно было бы привлечь Григоряна к ответственности, в УК РА не существует, да и в мировой практике подобных примеров нет. Иными словами, до Григоряна не было во всем мире судьи высшей конституционной инстанции, который публично пренебрегал бы своими служебными обязанностями! В этом плане мы впереди планеты всей, при этом Пашинян солгал на пресс-конференции, что о поведении Григоряна ему ничего не известно…



К сведению тех, кто периодически спекулирует на отговорке, дескать, Григорян, таким образом, демонстрирует политический протест против состава КС: статья 164 (пункт 9) Конституции РА гласит, что полномочия судьи КС прекращаются в случае занятия политической деятельностью. Поведение Григоряна – самый что ни есть политической бойкот, непонятно, почему его полномочия до сих пор не прекращены, ведь в Капане Никол "узнал", наконец, что судья Григорян получает зарплату и ничего не делает?




Бадасян назвал Конституцию "позорной"



Кстати, в комиссию по конституционной реформе не включили экс-министра юстиции Арпине Ованнисян, она не соответствует стандартам минюста, точнее, нового главы минюста - одного из представителей соросовской номенклатуры Руслана Бадасяна.



ЗАТО, КАК МЫ И ПРЕДСКАЗЫВАЛИ, в состав комиссии включен самый яркий представитель соросовской номенклатуры Даниэл Иоаннисян. Ованнисян на днях объявила, что нынешние процессы вокруг КС находятся "за гранью всех адекватных сценариев". Отказ включить ее в комиссию по реформе Основного закона экс-министр юстиции объяснила отсутствием у власти желания выслушать чужое мнение.



Ованнисян критически отозвалась о намерении членов комиссии по реформе отказаться от концепции устойчивого парламентского большинства. По ее словам, путь к коалиционной концепции – это путь к новым потрясениям. Экс-министр убеждена, что через 5 лет нет необходимости менять Конституцию, а нынешнюю попытку объяснила желанием избавиться от действующего состава КС.



Не дожидаясь февраля, николовский агитпроп принялся публиковать материалы о преимуществе парламентской модели. Речь о том самом агитпропе, который всего лишь 5 лет назад публиковал материалы диаметрально противоположного содержания о том, что переход на парламентскую модель ослабит армянскую государственность в условиях неразрешенного конфликта.



Сегодня эти издания приводят в пример израильскую модель, чтобы доказать, что парламентская модель правления соответствует всем вызовам времени. А еще эти издания с чувством глубоко удовлетворения отмечают, что в состав комиссии по реформе включен Артур Гамбарян, который был заместителем Агвана Овсепяна в бытность его на посту председателя Следственного комитета. И еще: министр юстиции Бадасян позволил себе заявление о том, что Конституция 2015 г. является "позорной", отсюда вопрос: почему же в этом случае реформа планирует затронуть только один ее аспект – судебно- правовой?



Дискуссию вокруг концепции устойчивого большинства в расчет брать не стоит, скорее всего, она ничего не даст. Почему же, повторюсь, власть не меняет эту "позорную" Конституцию целиком? Может, потому, что Бадасян и его комиссия ничего лучше придумать не в состоянии? Напомню министру, что по этой "позорной", как он выразился, Конституции Никол бы избран премьер-министром, после чего доверил ему, Бадасяну, пост министра юстиции. Вряд ли в мире отыщется второй министр юстиции, который назвал бы действующую Конституцию своей страны "позорной", и при этом не предпринял бы кардинальных шагов по ее реформе, ограничившись только одной сферой!



Марина Мкртчян, "Голос Армении"