Хотят – играют в референдум, не хотят – отменяют - «Общество»

Основное шахматное правило "тронул – ходи!" власть, судя по всему, не знает. Вряд ли эта мудрая игра ей по зубам, впрочем, это отнюдь не означает, что нарушать правило можно…

Хотят – играют в референдум, не хотят – отменяют - «Общество»


ТРОНУЛ – ХОДИ! НАЗНАЧИЛ РЕФЕРЕНДУМ – ПРОВОДИ! А не ищи пути, причем не совсем законные, как обойти свое же неумное решение, вставшее тебе же поперек горла. Власть настолько спешит отменить инициированный ею референдум по одному-единственному конституционному изменению, что в нынешнюю сессию намерена принять в 24-часовом режиме сырой, недоработанный, по оценкам экспертов, проект закона об отмене уже назначенного референдума.



Вообще, судя по включенным в повестку нынешней сессии проектам, цейтнот власти очевиден. Минюст еще только на прошлой неделе направил в Венецианскую комиссию вопросы в связи с разрешением так называемого конституционного кризиса. Ответы на предлагаемые нашим правительством варианты избавления от семи судей Конституционного Суда, а также возможность парламента самому отменить уже назначенный референдум еще не пришли. И в условиях удаленной работы Венецианской комиссии еще не известно, когда придут. А мойшаговцы уже включили в повестку НС сразу несколько вопросов, касающихся отмены референдума и ускоренного заполнения вакансий судей Конституционного суда. Хотя на сегодняшний день вакансий, как известно, нет, и одна откроется лишь в феврале следующего года, когда Альвина Гюлумян уйдет на заслуженный по возрасту отдых. Это к слову…



Прежде об отмене назначенного на 5 апреля и отсроченного из-за ЧП референдума по вопросу прекращения полномочий председателя КС Грайра Товмасяна и 6 других членов КС. Соответствующий проект представил тот же депутат – верный соратник Пашиняна – Ваагн Овакимян, который в феврале принес в НС проект избавления от нынешнего состав КС, предложив НС принять решение о вынесении вопроса на референдум. Правило "тронул – ходи!" у мойшаговцев не работает, впрочем, как и множество других: играть в референдум теперь, когда рейтинг власти стремится к нулю, они не хотят. Словом, захотели – играют в референдум, несмотря на пандемию коронавируса, не захотели – не играют, теперь уже пандемия коронавируса им в помощь.



ВПРОЧЕМ, САМ ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ ЯРЧЕ ВСЕГО демонстрирует весь цинизм, недальновидность и неумность власти. Та самая власть, которая не направила проект конституционного изменения в КС на предмет соответствия документа неизменяемым статьям Основного закона, теперь на 180 градусов пересмотрела свой подход. Теперь мойшаговцы в лице автора проекта Ваагна Овакимяна предлагают законодательно закрепить требование направлять проект конституционных изменений на экспертизу в КС. Более того, они настолько желают избавиться от навязанного ими же референдума, что предлагают законодательно закрепить положение о том, что проект конституционных изменений, направленный в КС, последний должен обсудить в 15-дневный срок, без права отсрочки обсуждения. Кстати, по оценке бывшего омбудсмена Арцаха, руководителя общественной организации "Правовой путь" Рубена Меликяна, экспертиза КС – это единственно возможный правовой путь отмены этого незаконного референдума.



Однако вызывает множество вопросов другая поправка, предложенная Овакимяном: решение НС о проведении референдума можно признать утратившим силу по инициативе одной четверти от общего числа депутатов. То есть по инициативе одной четверти можно предложить НС обсудить вопрос и принять решение о проведении референдума, потом, исходя из каких угодно (!) обстоятельств, можно взять и опять же одной четвертью депкорпуса инициировать отмену референдума! Примечательно, что наши законодатели, по их же признанию, международный опыт в этом вопросе не изучили…



ТУТ ИНТЕРЕСНАЯ ШТУКА. ДЕЛО В ТОМ, что инициаторами референдума могут быть, согласно закону, не только парламент, но и правительство и даже граждане. Так вот автор настолько спешит с отменой теперь уже ненавистного мойшаговцам референдума, что даже не продумал, а как быть в случае с инициированными правительством или гражданами плебисцитами. Во всяком случае, у самого Овакимяна, очень нескладно читавшего с бумажки якобы свой законопроект и очевидным образом плохо понимающего детали данного вопроса, ответов не было. Ему то и дело на помощь приходили председатель комиссии по государственно-правовым вопросам Владимир Варданян и его заместитель Анна Карапетян, которые на ходу пытались найти ответы на вопрос об отмене инициированного правительством или гражданами референдума.



Более того, в проекте не уточняется, кто именно из депутатов может выступить с инициативой об отмене референдума – те же самые, кто выступил с предложением провести плебисцит или другая треть депкорпуса. Примечательно также, что о президенте, подписывающем решение о проведении референдума и назначающем дату, в комиссии по государственно-правовым вопросам даже не вспомнили. Ведь в конце концов референдум назначает-то он, а ему мойшаговцы отвели роль какого-то секретаря, компостирующего их решения.



По окончании ЧП, напомним, в течение 3 дней президент должен назначить день референдума в период следующих 55-65 дней. По мнению Рубена Меликяна, отменять референдум парламент не может, потому что референдум назначен указом президента, и иного выхода отменить плебисцит, кроме оспаривания конституционности проекта конституционных изменений, у власти нет.



…И вот этот сырой недоработанный, явно имеющий проблемы с действующим законодательством проект, который, заметим, уже полтора месяца находится в обращении и обсуждается в исполнительной и законодательной власти, парламент будет обсуждать в 24-часовом режиме…



Аревик Чилингарян, "Голос Армении"