Мировой кризис – действенный стимул организации массовой репатриации - «Общество»

"Поток армян, возвращающихся в Армению, будет неуклонно увеличиваться", - говорит в интервью "Голосу Армении" соучредитель и директор фонда "Репат Армения" Вартан Марашлян.

Мировой кризис – действенный стимул организации массовой репатриации - «Общество»


- Г-н Марашлян, уж не помню даже, сколько мы с вами в свое время сделали интервью на тему репатриации, необходимости принятия соответствующего закона, организации процесса и т.д. И вдруг пандемия с ее карантином, закрытием границ, социальными и экономическими последствиями сама подтолкнула наших сограждан к возвращению на родину. В частности, многие наши соотечественники возвращаются в Армению из России. Какие это группы в первую очередь?



- Достаточно быстро вернулись те, кто уезжал работать. В первую очередь, это мигранты, покинувшие Армению в поисках заработка. Сегодня ситуация резко изменилась, работы нет, арендовать жилье, не имея заработка, сложно. И эти люди возвращаются в Армению – здесь все-таки дом, семья... Сам процесс, конечно, тема болезненная. По сути, что произошло? Многие из тех, кто решил вернуться, уже купили авиабилеты, а потом российские авиакомпании рейсы отменили, при этом никаких сумм не компенсировали. И нужно было заново приобрести билет на чартерный рейс. А люди уже сдали арендуемое жилье, оставшись фактически без крыши над головой и с перспективой дневать и ночевать в аэропорту. Да, им помогает посольство Армении в России, диаспоральные организации. Но в целом ситуация мне не нравится по следующим причинам: если мы анонсируем, что нам нужно строить государство с населением в 5 миллионов к 2050 году, то неважно, кризис - не кризис, но именно в подобные моменты государство должно демонстрировать активную позицию. Это должна быть не реакция, причем запоздалая, а именно активная позиция, подкрепленная соответствующими действиями. На мой взгляд, государство могло взять вопрос обеспечения чартеров на себя.



- В том числе и финансовый вопрос?



- Да. Процесс возвращения людей на родину должен был быть организован и профинансирован со стороны государства – таким образом государство показало бы, что оно ответственно за своих граждан. А то ведь какая ситуация получается интересная: когда эти же люди, живя и работая вне пределов Армении, отправляют деньги своим родственникам – деньги, которые, по сути, идут в бюджет, увеличивают госдоходы, в значительной степени содействуют развитию экономики Армении, это воспринимается как данность, так и надо. Но когда эти же люди оказываются в сложной ситуации, включая финансовую, государство умывает руки, уповая на то, что диаспора самоорганизуется и поможет соотечественникам. Это неправильно. И это плохой посыл на будущее. Правильный же посыл заключается в том, что когда государство помогает людям в сложной сиатуции, впоследствии проще говорить про добровольную репатриацию. А если ты не проявляешь активной позиции в поддержке своих граждан, оказавшихся в патовой ситуации, все высокопарные речи с высоких трибун о репатриации вызывают, как минимум, скепсис.



- Сама ситуация, в которой наши соотечественники возвращаются в Армению, форсмажорная. Но ведь непонятно, сколько времени она еще продлится. А людям надо здесь работать, содержать свои семьи – как быть с этим?



- И это серьезный вопрос. Предположим, те, кто вернулся, могут на тех же основаниях, что и остальные граждане РА, воспользоваться антикризисными программами правительства – если они попадают под критерии, конечно. Однако, так или иначе, речь идет о помощи в небольших объёмах. Я понимаю, что вопрос упирается в возможности государства. Но надо и понимать, что кризис - он глобальный и очень серьезный, преодолеть его такими локальными небольшими программами поддержки в духе "чем-нибудь, да поможем" не получится. И мы должны осознавать, что это долгосрочный, мировой кризис, который своим охватом, боюсь, будет похлеще Великой депрессии 30-х годов прошлого века. В подобной ситуации нам необходимо и с диаспорой диалог выстраивать, учитывая ключевую особенность нашей нации - то, что 7 миллионов армян проживают за рубежом. Налаженный диалог может помочь нам выйти из кризиса быстрее по разным параметрам. Но на данный момент, в первую очередь, надо понимать, что люди, которые сегодня возвращаются на родину, делают это не от хорошей жизни – такова ситуация, повторюсь, на данный момент. Их число будет увеличиваться, в частности, тех, кто приезжает из России. Потому что там они ни под какие программы социальной поддержки не подпадают, работы нет, они не могут нести расходы по аренде жилья и т.д. И они возвращаются в Армению хотя бы для того, чтобы минимизировать свои расходы, плюс быть со своими семьями. Сегодня одна из первостепенных задач государства – разработать правильные подходы, грамотную политику в отношении возвращающихся на родину армян, поток которых, повторюсь, будет увеличиваться. Кстати, кризис обнажил одну весьма интересную деталь: да, он (кризис) действительно проблематичен, и сейчас могут возникнуть люди, которые скажут, дескать, о какой репатриации может идти речь, ведь во время кризиса в Армении с финансовой и экономической точек зрения будет тяжело?..



- Но тяжело будет везде, не так ли?



- Вот именно. При этом, кризис, при всех своих негативных проявлениях - отличная возможность для большинства людей заново переосмыслить многие вопросы, в том числе, где и как они хотят жить. Например, стало очевидно, что люди, живущие в мегаполисах, чувствуют себя гораздо более уязвимыми по отношению к тем же вирусам, чем в Армении. Чувство незащищенности в другой стране, включая экономический фактор, тоже является дополнительным стимулом, чтобы человек переосмыслил вопрос, где он хочет жить, и пришел к выводу, что нужно подумать о возвращении в Армению. Израиль, например, по максимуму использовал кризисы, дабы организовать процесс репатриации. Обратите внимание, что именно в период кризисов Израиль смог привлечь большое число евреев. Это и 1946-1949 годы, и период развала Союза, когда порядка миллиона евреев переехали в Израиль. А ведь это очень непростой процесс. Потому что вы не сможете сразу создать миллион рабочих мест, верно? Этих людей надо содержать, им надо помогать, и под эту миссию была мобилизована диаспора, разработаны конкретные программы. Если сегодня мы реально говорим о массовой репатриации, а об этом надо говорить, то самое время, наконец, довести до ума принятие Закона о репатриации, начать разрабатывать программы, параллельно проводя серьезные консультации с различными диаспоральными организациями на предмет претворения этих самых программ в жизнь. Потому что государство одно их потянуть не может.



- Вы говорите об огромном объёме работы в условиях, когда у нас уже нет даже соответствующего министерства, ликвидированного постреволюционной властью...



- Конечно, у Министерства диаспоры в свое время были определенные успехи, но если мы посмотрим, сколько государство тратило на программы по диаспоре, это всегда были очень небольшие деньги – в среднем порядка 2,5 миллионов долларов в год, из которых, если вычесть средства на содержание министерства, половина шла собственно на реализацию программ. То есть чуть больше миллиона в год государство тратило на семимиллионную диаспору. Это мизер, всего 0,1% бюджета. Так что даже в предыдущем формате трудно предположить, что министерство смогло бы разработать эффективную политику в этом направлении. Между тем сегодня офис уполномоченного по делам диаспоры тоже находится в кризисе – до сих пор нет стратегии, до конца сформированной команды, бюджета. Ладно, положим, это все пока в процессе.



Но самый главный вопрос: есть ли видение в столь серьезном вопросе, как репатриация, или его нет? Если оно есть, процесс можно достаточно быстро организовать даже с учетом существующих институциональных проблем или переходных процессов. Было бы желание и понимание, причем своевременное. Если бы тот же Израиль начал заниматься вопросами, связанными с репатриацией евреев, проживающих в СССР, не в 1987-1988 годах, а, скажем, в 1991-1992 годах, многие евреи переехали бы в конечном счете не в Израиль, а уехали в США, другие страны, или остались бы в России. То есть все надо делать вовремя и прогнозировать процесс. Я прогнозирую, что десятки, если не сотни тысяч граждан Армении, проживающих в России, через какое-то время, когда уже, знаете, "нож к горлу", начнут принимать решения о переезде обратно. Причем эти решения будут приниматься в очень неблагоприятных условиях, в том числе финансовых и транспортных. Соответственно, закрыть глаза и заявлять, дескать, ребята, вы как-нибудь доберитесь, а там мы вам чем-нибудь, да поможем, абсолютно неправильно.



- Желание, понимание, видение – что-то я не вижу в подходе властей ничего из перечисленного вами. Правительство тему не обсуждает, устами главного уполномоченного по делам диаспоры при премьер-министре Заре Синаняна декларируется, что содействие репатриации не является приоритетом для государства, а парламент вообще обсуждает что угодно, только не этот животрепещущий вопрос, который, учитывая текущую ситуацию, должен, надо полагать, быть первым в повестке.



- Вы правы. К сожалению, есть масса третьестепенных вопросов, которыми сегодня занимается наш парламент и не только он. Вообще темы, обсуждаемые руководством, политиками, обществом, сегодня зачастую имеют столь третьестепенное значение, что просто поражаешься. Как можно тратить на это время, силы, энергию, тем более в такой сложной ситуации – как у нас в стране, так и в мире? Между тем есть серьезные вопросы, в рамках которых даже дискурса никакого нет. Я согласен: мы слишком углубились в какие-то бытовые, незначительные темы, тогда как глобальные вопросы ушли на третий, четвертый, десятый план. Кто-то что-то сказал, кто-то как-то посмотрел, кто-то как то куда-то плюнул – ерунда какая-то, ну разве можно сейчас на это тратить время? Уровень дискурса у нас очень сильно упал, так не может продолжаться...



Зара Геворкян, "Голос Армении"