На карте признательности поставят крест? - «Общество»
К 105-летию Геноцида армян студия "Ман Пикчерс" запустила онлайн показ полнометражного документально-игрового фильма "Карта спасения" о европейских гуманистах, спасавших армянское население Османской Турции в период 1915-1923 гг. доступен на портале vimeo.com на трех языках: армянском, русском и английском. "Карта спасения" - первый фильм проекта "Карта признательности", осуществляемого "Ман Пикчерс". Съемки второго фильма "Американские самаритяне" завершены: он находится в процессе постпродакшна. Для продвижения готов также проект третьего фильма цикла, столкнувшийся сегодня с рядом проблем. Наша беседа с основателем студии "Ман Пикчерс", продюсером Манвелом Сарибекяном.
- Фильм "Карта спасения" посвящен 100-летию Геноцида армян, но в интернете он появился только сейчас. Почему?
- "Карта спасения" создана в 2014-15 гг. и за 5 лет показана в кинозалах около 40 городов 20 стран, в том числе в зале знаменитой "Парамаунт Пикчерс", в специализированных, образовательных и политических центрах мира, на Общественном ТВ Армении, а также в поездах. Фильм доступен и на DVD-носителях. Согласно договору с дистрибьютором в лице нашего соотечественника из США, чьи предки бежали из Западной Армении в 1915 г., до конца марта 2020 г. на показ фильма в интернет был наложен запрет. Срок договора истек, и сегодня студия "Ман Пикчерс" может законно распоряжаться судьбой фильма - если будут желающие, показывать фильм в эфире своих ТВ-компаний или залах организаций. И я готов к сотрудничеству. В связи с пандемией в этот год наш народ лишен возможности почтить память жертв Геноцида у мемориала Цицернакаберд. Я решил открытым онлайн показом внести свою лепту в сохранение памяти об этих трагических событиях.
- Фильм переведен на многие языки, вы намерены выпустить онлайн версию на турецком?
- Фильм переведен на 12 языков, на vimeo.com он выставлен на 3-х языках (на армянском, русском и английском), на днях выйдет и в переводе на турецкий. Цель - привлечь тюркоязычную аудиторию к известному факту колоссальной помощи, оказанной зарубежными гуманистами армянскому народу в период Геноцида и еще раз подтвердить факт Геноцида, рассказав устами свидетелей-иностранцев (не армян!) об ужасах резни, проводимой младотурками в 1915-23 гг. Когда "Карта спасения" отправилась в турне по миру, выяснилось, что большая часть зарубежной публики не знает о Геноциде армян. Мы ориентировались на зарубежную аудиторию и решили представить ей судьбы и истории жизни пяти миссионерок - Марии Якобсен (Дания), Бодиль Катарины Бёрн (Норвегия), Карен Еппе (Дания), Альмы Йоханссон (Швеция), Хедвиг Бюль (Эстония). Переводы фильма позволили показать его максимальному числу зрителей.
- То есть, фильм не был показан на фестивалях?
- Были внеконкурсные показы на некоторых фестивалях, но фестивали для нас не самоцель. Для продюсера важно собрать максимальную аудиторию, обеспечить фильму признание и прибыль. А если участие в фестивале будет способствовать росту его проката, я буду доволен. Любой фильм должен обладать идейно-художественной ценностью, привлекающей зрителей. В случае с тематикой "Карты спасения" и всего проекта, главная цель - рассказать о Геноциде всему миру. Герои проекта интересны не только своей миссией, но и личными драматичными историями. Они оставили свои дома, страны, спокойную жизнь, и отправились на чужбину спасать незнакомый народ. Рассказ о них преследует две цели: мы проповедуем идеи гуманизма и через истории этих людей раскрываем миру новые факты и детали, связанные с Геноцидом. Евреи за прошедшие десятилетия нашли и представили миру около 20 тысяч благодетелей – через кино, театр, литературу и т.д. О Холокосте сегодня знает весь мир, но евреи продолжают представлять благодетелей своего народа. Мы также обязаны это делать, чтобы через документацию, дневники, фотографии и архивы, данные очевидцев событий 1915-23 гг. говорить о еще непризнанном многими странами Геноциде армян. Поэтому я открыт для сценаристов и режиссеров, готовых предоставить новые факты о других благодетелях нашего народа.
- Второй фильм вашего цикла назван "Американские самаритяне" и посвящен гуманистам США. Как продвигается работа?
- Съемки завершены, фильм на этапе постпродакшна. "Американские самаритяне" - новое развитие проекта. Его герои – гуманисты, спасавшие не только армян, но и ассирийцев и понтийских греков, что еще раз подтверждает факт Геноцида. Если к "Карте спасения" порой относились предвзято в плане политического подхода, то в отношении фильма "Американские самаритяне" это исключается. Правда, эта картина далась нам нелегко: пришлось сменить режиссеров, сценариста, оператора. Неожиданно скончался главный герой - историк-эксперт, американец еврейского происхождения Поль Левин. Мы оказались в ситуации форс-мажора, но сумели завершить съемки в срок.
Однако нас ждал еще один неприятный сюрприз: обратившись, согласно уставу, за финансовой поддержкой по конкурсной программе в Национальный киноцентр Армении, мы получили всего 60% предусмотренной максимальной суммы для постпродакшна, без учета форс-мажора, что создало дополнительные финансовые проблемы. Чиновники от кино не защищают интересы государства, выступающего в нашем фильме в качестве инвестора. Мы же, оказавшись перед необходимостью непредвиденных затрат, могли просто не завершить фильм. Если нас специально загнали в тупик, то, замечу: мы с режиссером Ара Мнацаканяном из США и нашей группой сделаем все, чтобы завершить картину через пару месяцев. В ней будет звучать армянская, ассирийская и греческая музыка, а оригинальный саундтрек пишет наш соотечественник из США, известный пианист и композитор Арташес Карталян.
- Национальный киноцентр создал серьезную проблему и третьему фильму вашего проекта. Какова его судьба?
- Третий фильм "Золотая цепь милосердия" впервые представит на экраны неизвестные прежде факты. Герои фильма - гуманисты Австралии и Новой Зеландии, внесшие свою лепту в спасение жертв Геноцида армян. Обе страны участвовали в Первой мировой войне и дали истории имена гуманистов, не известных даже в Армении. Заявку картины я представил на конкурс финансирования в Нацкиноцентр, но получил отказ и нелепую аргументацию экспертов конкурсной комиссии. Есть все основания считать, что это попытка закрыть доступ к государственному финансированию следующих фильмов нашего проекта. Не буду анализировать произошедшее, скажу лишь, что при личной встрече с экспертами Нацкиноцентра меня спросили, не намерен ли я остановить проект о гуманистах, а на питчинге одна из экспертов спросила, предполагается ли, что наш проект – трилогия, а "Золотая цепь милосердия" - завершающий ее фильм? Но, узнав, что проект будет продолжен, умышленно дала фильму отрицательную оценку, заявив, что наш фильм относится не к документальному, а телевизионному жанру, который не включен в государственный конкурс на финансирование. Но если этот эксперт относит свой фильм о трансгендере, получивший государственное финансирование, к документальному жанру, то любой профессионал подтвердит, что это безответственное заявление. Я просто не позволил себе спросить, намерена ли она превратить фильм о трансгендере в трилогию и снять еще две картины о лесбиянках или геях. Важно не это, а то, что снимающий фильмы на подобные темы "эксперт" решила, что тема Геноцида в армянском кино больше не актуальна и государство не обязано финансировать ее, ибо "они" считают, что "нам" нужные иные мессиджи миру.
- Чем завершилась судьба третьего фильма вашего проекта?
- Я написал второе письмо с требованием провести обсуждение результатов конкурса на финансирование кинопроектов. Ситуация осложнена тем, что в экспертных комиссиях Нацкиноцентра практически нет профессионалов: там или теоретики, не знающие о кинопроизводстве, или зазнавшаяся молодежь. Нет прозрачного проведения конкурса и профессиональной оценки его результатов. Студия "Ман Пикчерс" работает прозрачно, у меня 40-летний опыт в кино и осознанный продюсерский подход. Фильм "Карта спасения", поддержанный 5 лет назад Нацкиноцентром и снятый на спонсорские средства Спюрка, не только окупился, но и принес прибыль, которая позволила организовать мировые премьеры, перевести фильм на 12 языков, обеспечить финансирование для подготовки проекта и промоушена третьего фильма. В этом я вижу развитие отечественного кинематографа. Великий итальянский продюсер Карло Понти говорил: "Чтобы финансировать Феллини, мне надо снять и продать как минимум 2-3 других фильма". То есть, для развития кино, в том числе и артхаусного, нужно разумное кинопроизводство, способное приносить прибыль. Если фильмы к тому же преследуют и национальный, государственный интерес, то флаг им в руки. В настоящее время в армянском кино бытует декларативное заявление: "Кино – это и политика", но нет ни одной разработанной стратегической программы по этой политике. Нам нужен артхаус, предназначенный для фестивалей и не приносящий прибыль? Какова роль государства в нашем кинематографе: оно грантодатель или инвестор? Если грантодатель, то деньги из казны, считай, выбрасываются на ветер. Если инвестор, то какой смысл вкладывать деньги в не приносящие прибыли проекты? Если будет так продолжаться, то в большинстве случаев под видом культурных ценностей мы получим низкопробные кинопродукты, никак не свидетельствующие о развитии национального кинематографа.
Магдалина Затикян, "Голос Армении"