Да, г-н Марутян, и помним, и требуем! - «Общество»

«Образ действий директора Музея-Института Геноцида армян угрожает авторитету учреждения», - написал 14 апреля на своей странице в Фейсбук бывший директор Музея-Института Геноцида армян (МИГА) доктор исторических наук Айк Демоян, далее доказав на конкретных примерах обоснованность такого утверждения. Прежде чем привести его запись целиком, напомним предысторию случившегося на днях скандала.

Да, г-н Марутян, и помним, и требуем! - «Общество»


6 АПРЕЛЯ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ МИГА появилось обращение к соотечественникам в связи с приближающейся 105-й годовщиной и Днем памяти жертв Геноцида армян 24 апреля. В обращении, в частности, содержался призыв заменить в этот день фотографии профилей своих аккаунтов в Фейсбуке фотографиями своих родных – жертв или переживших Геноцид в специальной памятной рамке.



«При отсутствии фотографий можете поделиться их именами и фамилиями, а также небольшой историей о них. Если нет родных, переживших Геноцид, или жертв, тогда можете поместить фотографии представителей западноармянской интеллигенции, общественно-политических деятелей, фидаинов, рядовых солдат и военачальников, ставших жертвами Геноцида. Поместите фотографии сокровищ западноармянского культурного наследия, поделитесь доступными вам изображениями Западной Армении с надписью Я ПОМНЮ», - предлагал МИГА.



Казалось бы, весьма похвальная, особенно в условиях понятных ограничительных мер нынешнего года, инициатива. Однако в глаза сразу бросалось отсутствие в известнейшем девизе, принятом пять лет назад, когда отмечалось 100-летие Геноцида», слова «требую». Излишне говорить, какую смысловую нагрузку и значение имеет данное слово в контексте исторической справедливости и неизменной уже более века политики Турции. По сути дела, как бы невзначай, соотечественникам предлагалось сосредоточиться только на слове ПОМНЮ, то есть исключительно компоненте памяти, удаляя из девиза важнейший политический контекст ТРЕБОВАНИЙ, направленный в первую очередь на устранение последствий Геноцида и восстановление исторической справедливости.



Поднялся большой шум, в том числе резко отреагировали соотечественники из Диаспоры. Предложение МИГА задело самые сакральные и неприкасаемые струнки души армян всего мира, оскорбив и сильно задев чувства тысяч людей. Для многих было понятно, что за словесными упражнениями стоят куда более веские, куда более опасные политические игрища, в которые странным образом оказался вовлечен институт, самим своим существованием призванный стоять на страже и памяти, и справедливости, и в целом незыблемости позиции армянского народа в данном вопросе.



В РЕЗУЛЬТАТЕ НА СТРАНИЦЕ МИГА в Фейсбук – но не на официальном сайте - появилась запись, в которой, в частности, говорится, что принятая к столетию Геноцида Декларация и девиз «Помню и требую» - неотъемлемая часть нашей идентичности, истории и борьбы. И добавлено, что представленное обществу предложение «не преследует какой-либо политической цели». В записи также говорится о том, что наличие только фразы «Я помню» в предложенной аватарке «создало в определенных кругах общества ложное впечатление об изменении политической линии», поэтому МИГА, «с целью избегнуть возможных спекуляций и развеять обеспокоенность соотечественников решил использовать известный девиз и хештег #Помню и требую. Теперь приведем с некоторыми сокращениями обещанную в начале статьи запись Айка Демояна, которая, на наш взгляд, дает убедительный ответ на все возникающие в связи с этой неприглядной историей вопросы.



«В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ВНИМАНИЕ МНОГИХ привлекли весьма спорное, мягко говоря, обращение-инициатива МИГА с отредактированной версией широко известного девиза «Помню и требую», последовавшая затем попытка самооправдания, а по существу – предпринятые директором учреждения Арутюном Марутяном поспешные усилия, направленные на опровержение исходных положений и формулировок.



Чем обусловлен такой образ действий Марутяна, и действительно ли имели место невзвешенный подход и непростительная ошибка?



Увы, нет. Все это – следствие вовлеченности указанного лица в разного рода инициативы и грантовые программы по примирению с турецкой стороной, а также участия в процессах терминологической и поведенческой «корректировки», необходимой для получения ожидаемых средств.



Вот четкие примеры и факты. Это интервью директор МИГА А. Марутян дал несколько месяцев назад во время командировки в Грецию.



1. Отвечая на вопрос греческого журналиста относительно геноцида, Марутян, не больше, не меньше, отвечает: «Знаете, я не специалист по событиям, произошедшим более 100 лет назад…»



Здесь ужасает не только то, что директор имеющего для нас особое значение и смысл учреждения заявляет, что он не специалист в данной теме. Куда тревожнее, что Марутян избегает термина Геноцид и прибегает к широко используемому турецкой политикой отрицания выражению «события». Теперь понятно, почему в экспозициях Музея словом «Егерн» (бедствие, катастрофа) заменяется важный и исчерпывающий термин «геноцид»?



2. Следующее опасное «академическое» нововведение Марутяна – его усилия сделать ключевым стержнем темы Геноцида сопротивление (так он называет самооборону) армян, тем самым оттесняя на второй план бесчеловечные и гнусные эпизоды и последствия совершенного преступления. Никто не уполномочен и не имеет права навязывать всем остальным свои личные точки зрения и подходы по теме Геноцида армян, а уже тем более говорить о переосмыслении, даже если это лицо является директором МИГА.



3. Следующая мысль. «Я пришел в Музей-Институт, чтобы осуществить некоторые изменения, поскольку память не является стабильной и четкой категорией, она подвержена переменам. Особенно в тех случаях, когда мы хотим преподнести этот вопрос молодежи, нужно представлять и некоторые положительные элементы, как, к примеру, помощь, говорить о примирении. Зачем говорить только о резне и погромах, давайте говорить также о других вопросах. Очень трудно менять стереотипы, для этого нужно время, и я подвергаюсь критике».



Возникает вопрос: как надо преподносить тему Геноцида, если ты сам себя считаешь не владеющим темой? Обратите внимание, что в ходе интервью Марутян по возможности избегает термина «геноцид» даже в случае, когда говорит об официальном названии МИГА.



4. Далее. «Я этнограф и имею дело с людьми, историки имеют дело с документами и книгами, но здесь надо иметь дело с людьми, узнать, действительно ли они хотят перемен, выслушать их мнения».



Теперь понятно, что под оберткой чисто человеческих желаний Марутян просто преподносит нам проявление нового и весьма опасного отрицания Геноцида армян, с последствиями которого нам очень долго потом придется иметь дело? Очередным проявлением такого подхода и стало неприкрытое желание принизить и отредактировать важный пункт требования, которое справедливо удостоилось резкой критики.



Уверен, что для многих было бы желательно, чтобы авторитет и рейтинг МИГА не подвергались такому испытанию. Однако выраженные Марутяном в этом интервью мысли и подходы свидетельствуют, что в будущем нам придется иметь дело с непредсказуемыми новыми развитиями, которые регулярно будут доказывать, что Марутян действительно далек от того, чтобы быть в состоянии достойно познать и преподносить тему Геноцида», - подчеркивает Айк Демоян.



Марина Григорян, "Голос Армении"