Встречи в Брюсселе: Алиев и Пашинян бросились в прорыв - «Аналитика»

Встречи и переговоры президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна сначала в Сочи по инициативе президента России Владимира Путина, затем на западной площадке в Брюсселе с участием председателя Европейского совета Шарля Мишеля, а потом и в присутствии президента Франции Эммануэля Макрона, напоминают многоактовый политический спектакль в стиле модерн. Все превращается в некое шоу, где вдруг из-за кулис выходят новые актеры, а прежних переставляют на второй, а то и третий план. И по ходу развития сюжетной линии все каким-то образом становятся заложниками скрытого сценария, когда вовсе не исходное событие определяет разворачивающуюся историю.

Встречи в Брюсселе: Алиев и Пашинян бросились в прорыв - «Аналитика»


СУДИТЕ САМИ. АЛИЕВ И ПАШИНЯН ПРОВОДИЛИ ПЕРЕГОВОРЫ в Брюсселе в формате саммита "Восточного партнерства". Перед этим оба лидера по отдельности встретились с Мишелем, который выступил посредником между сторонами. При этом, как рассказал председатель Евросовета, какое-то время Алиев и Пашинян общались наедине. По многим признакам, все крутилось вокруг болезненной для Армении темы в постконфликтном урегулировании — прокладки дороги из основной части Азербайджана в Нахичевань, которую в Баку называют Зангезурским коридором.



Более того, судя по той острой полемике, которая развернулась между Алиевым и Пашиняном после сочинского саммита по данному вопросу, мало кто предполагал, что сторонам удастся быстро продвинуться дальше. И вдруг в Брюсселе стало известно о том, что стороны "сумели прийти к согласию по этому вопросу" и готовы "приступить к восстановлению железнодорожных линий с соответствующими мерами пограничного и таможенного контроля на основе принципа взаимности". Помимо этого, указывается, что "ЕС предоставит миссию экспертов для поддержки делимитации и демаркации границ путем оказания технической помощи обеим странам".



По сути, те же самые формулировки, которые ранее обнародовал МИД России, пытавшийся сблизить позиции Баку и Еревана, но со своим участием. Теперь инициатива мирного процесса частично перехвачена Парижем. Не случайно, как пишет одно из бакинских изданий, "неожиданно к диалогу Алиев - Пашинян лично примкнул президент Франции Эммануэль Макрон". Как ни крути, но итоги брюссельских переговоров, которые многими квалифицируются как продолжение сочинского процесса, имеют разные результаты.



Один из них — активное включение с согласия Баку и Еревана в ход событий Парижа как одного из сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Теперь Франция получает шанс обозначить себя в Закавказье, помимо России и Турции, в качестве еще одного влиятельного внешнего игрока, то есть делает то, чего раньше избегала. При этом если раньше Макрон ставил только на Армению, то теперь действует шире, завоевывая симпатии и азербайджанской стороны. Игра стоит свеч, ведь таким образом можно вклиниться не только в реализацию положений соглашения 9 ноября 2020 года, но и подвергать его определенной модернизации в своих интересах, выдвигая свои схемы "урегулирования конфликта" на политико-дипломатическом уровне".



Интрига тут как раз в том, что раньше Баку усматривал в действиях Парижа "коварный заговор" в пользу Еревана, а сейчас проводит политику сближения с Францией. Обозначим еще один важный момент. Многочасовой личный диалог между Алиевым и Пашиняном в формате тет-а-тет предполагает фактор договоренностей, которые не получают оформление на бумаге или в диалоге с участием посредников. На это намекают многие армянские эксперты и политики.



ТАК, ДЕПУТАТ АРМЯНСКОГО ПАРЛАМЕНТА ОТ БЛОКА "АРМЕНИЯ" Анна Григорян считает, что "Пашинян в Брюсселе должен был вести диалог с Алиевым по гуманитарным вопросам, а не обсуждать проблемы разблокирования дорог, демаркации и делимитации границ, для чего существует трехсторонний формат на уровне вице-премьеров России, Азербайджана и Армении". По ее словам, Пашинян, договорившись с Алиевым в Брюсселе, сузил возможности для армянской дипломатии "играть с разными центрами". Если Мишель заявил, что готов предоставить консультационную платформу для процесса делимитации и демаркации, то в сочинском заявлении России, Азербайджана и Армении говорится, что "между двумя странами должен быть создан механизм", по сути, комиссия и лишь после этого можно обратиться к Москве за посредничеством.



Добавим к этому и заявление российского президента Владимира Путина о том, что "нам не нужна другая сторона для проведения демаркации и делимитации". Это наводит на мысль о существовании между Алиевым и Пашиняном механизма секретных устных договоренностей, которые в будущем, по словам Григорян, "могут создать серьезные вызовы". Прежде всего, для Армении, которая раньше всегда проигрывала Азербайджану в тайной дипломатии.



У Алиева есть конкретная цель, к реализации которой он стремится. Не случайно он назвал переговоры с Пашиняном в Брюсселе "эффективными и прагматичными" и добавил, что "важно не упустить эту возможность и, используя ее, работать над обеспечением устойчивого мира в регионе". А какие цели у Армении после поражения во второй карабахской войне? Как заявляет лидер партии "Просвещенная Армения" Эдмон Марукян, "Армения говорит лишь о какой-то непонятной "мирной повестке", стратегия которой то ли не разработана, то ли её публично не анонсируют". Посмотрим, что дальше.



Станислав Тарасов, Regnum