Богатые стали богаче, бедные - беднее, а средний класс копит на новогодний окорок - «Аналитика»

Почти что двузначная инфляция (9,6% в ноябре, за год) резко ухудшила общий уровень жизни в стране. Но, естественно, не всех граждан. Как и полагается при такой ситуации, бедные стали еще беднее, а богатые – богаче. А что случилось со средним классом?

Богатые стали богаче, бедные - беднее, а средний класс копит на новогодний окорок - «Аналитика»


Вначале отметим, что информация о доходах по группам населения, каждый год публикуемая Национальной статистической службой Армении (НСС), отнюдь не отражает истинную картину раскола нашего общества по уровню жизни. В группе «самых богатых» представители этого сословия не фигурируют. Ну, не желают олигархи участвовать в подобных обследованиях.



Однако об усилении поляризация населения по уровню доходов, косвенно свидетельствуют другие статистические показатели. К примеру, диспропорции между динамикой и абсолютным объемом двух важнейших показателей - розничного товарооборота и оборота услуг.



Вывод о том, что «богатые» не обеднели, подтверждается и динамикой вкладов домохозяйств, в коммерческих банках страны. Особый интерес, в этом отношении, имеют «элитные» сбережения – срочные вклады в иностранной валюте.



Вообще-то, с точки зрения получения дохода (в виде процентов), выгоднее держать вклады в драмах, чем в долларах США и евро. Так что срочный вклад в инвалюте – это денежный капитал, который сберегается не столько ради выгоды (в виде тех же процентов), сколько для его «консервации» в целости и сохранности.



В сумме срочных вкладов «домохозяйств» в инвалюте, подавляющая доля падает на доллары США. Поэтому переведем всю сумму этих вкладов, из отечественных драмов, в эту мировую валюту. Итак, по нашим расчетам, за период с января по октябрь текущего года, срочные вклады в инвалюте возросли на сумму свыше $230 млн., или же на 19% (!). Сколько уплывает денег в банки других стран, можно лишь гадать.



Понятно, что далеко не каждый гражданин имеет капитал в долларах. Причем «лишних» долларов, которые можно внести во вклад. Так что под термином «домохозяйство» нужно понимать тех граждан, которые «сумели», в разгар почти двузначной инфляции, ощутимо нарастить свои сбережения, причем в долларах и евро. К какому же сословию принадлежат эти вкладчики?



Может, это те семьи, которые получают трансферты из-за рубежа, и часть полученной валюты вкладывают в сбережения? Однако, согласно давнему обследованию Центробанка Армении, из полученных этими семьями денежных переводов, на сбережения ими выделяется лишь 0,8%. По отношению к общей сумме переводов в январе-октябре, такой процент составляет лишь менее $14 млн. То есть на порядок меньше прироста срочных вкладов в инвалюте.



Отсюда напрашивается вывод, что дела, в финансовом отношении, улучшились у «богатых». А также той части среднего класса, которая по уровню доходов граничит с этой «элитарной» группой населения. Что касается другой части «среднего» (по критериям Армении) класса, то по уровню жизни его представители вплотную примыкают к «бедным».



В семейном бюджете необеспеченных слоев нашего общества велика доля расходов на питание. Поэтому для них первостепенное значение имеет именно агроинфляция, достигшая в ноябре почти 17% (!). Этот фактор серьезно сказался на уровне жизни жителей Армении, в том числе из условно «среднего класса».



После «холодных и голодных» 90-ых, когда жизнь несколько нормализовалась, кое-какие позитивные изменения произошли и на новогоднем столе. Они, для среднего класса, выразились в том, что к традиционной армянской толме в виноградных листьях, добавился свиной окорок. Который и стал своеобразным символом их благополучия. Нередко – мнимого.



Торговля не замедлила отреагировать на это явление. В предновогодние дни, цены на свиной окорок обычно взлетали до небес. Но в текущем году ситуация изменилась. Продавцы, ожидающие активизации спроса на свиные окорока, были разочарованы. Ажиотаж прошлых лет не состоялся, из-за указанных выше причин с инфляцией. Коммерсанты вынужденно стали «замораживать» цены на этот продукт. И даже чуточку снижать, в надежде стимулировать покупательский спрос.



У многих возникнет вопрос: почему же тогда на другие продукты питания цены не снижаются, и даже повышаются? Скажем, на такой армянский деликатес, как бастурма. Дело в том, что бастурму (как и ряд других мясопродуктов) можно продавать в нарезанном виде, ломтиками, по 100-200 граммов. Таков предел финансовых возможностей многих покупателей, желающих «украсить» деликатесами новогодний стол. А вот свиной окорок продается только целиком. Пока что целиком, в надежде продавцов на будущих покупателей.



Может, в последние дни декабря, некоторые представители среднего класса «одумаются», и все-таки приобретут заветный окорок? Благо, в столичных супермаркетах можно легко оформить потребительский кредит, на эти цели. Правда, в будущем, за этот кредит, придется расплачиваться грандиозными годовыми, доходящими до 24%. Ну, а те же получатели трансфертов, обменивают последние доллары или российские рубли на драмы, чтобы хотя бы скромно (без свиного окорока), но все-таки встретить Новый год.



Смбат Григорян, Новости Армении - NEWS.am