Читая азербайджанские учебники, испытываешь глубокое потрясение - «Закавказье»

"Я, по своему обыкновению, учебники школьные читаю. На этот раз - азербайджанские. По всеобщей истории. На русском языке. Очень интересное чтение, - пишет на своей странице в Facebook российский историк Леонид Кацва.

Читая азербайджанские учебники, испытываешь глубокое потрясение - «Закавказье»


- НАПРИМЕР, ИСТОРИЯ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ И КАВКАЗА ИЗЛОЖЕНА гораздо полнее, чем в российских, традиционно европоцентристских учебниках.



Вот именно там, где идет речь о Кавказе, и обнаруживается самое интересное. Сравнительно подробно (на уровне 6 класса) рассказывая о древних государствах Кавказа, учебник совсем не упоминает Армению. Не было такой. Повествуя об Ассирии, дважды упоминает Урарту как государство, ассирийцами завоеванное, но не объясняет, что это за государство, кем создано, где располагалось. Зато говорится, что "Ассирия была в основном союзницей Маннейского царства против Государства Урарту". Про Маннейское царство сказано, что "оно образовалось на южных землях Азербайджана". Не "современного Азербайджана", а просто - Азербайджана. Что, естественно, убедит любого шестиклассника в существовании Азербайджана в VII в. до н. э. Но это, в общем, все совершенно ожидаемо. Так что в целом учебник для 6 класса ничем особым меня не поразил.



А вот учебнику для 7 класса это удалось.



"В период ослабления Халифата на Кавказе образовалось несколько самостоятельных государств. В Азербайджане образовались такие государства, как государства Ширваншахов, Саджидов, Саларидов, Шеддадидов, Раввадидов, Дербентский эмират. А на территории нынешней Грузии образовались Тифлисский эмират, Абхазское, Картлино-Кахетинское царства, Тао-Кларджетское княжество". Дьявол, как всегда, в деталях. "В Азербайджане", но "на территории нынешней Грузии".



Дальше - больше.



"В начале XI в. грузинские князья тоже объединились в едином государстве. Именно в этот период начались потоки сельджукских тюрок на территорию Кавказа. Включение этих территорий в состав Сельджукской империи имело огромное значение. В дальнейшем грузинский царь Давид IV, воспользовавшись ослаблением Сельджукского государства, начал проводить захватническую политику. Грузинский царь, добившись союза с Византией, начал борьбу против сельджуков. В результате были захвачены такие МУСУЛЬМАНСКИЕ ГОРОДА, как ТИФЛИС, Дабил и АНИ". (Я. Махмудлу и др. Всеобщая история. Учебник для 7 кл. общеобразовательных школ. Баку, 2018, С. 33-34).



МНЕ БЫЛО ПОИСТИНЕ ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ, что средневековый армянский "город 1001 церкви" Ани, столица одноименного государства в IX-X вв., - мусульманский город.



Но еще большее потрясение я испытал, узнав, что и построенный в V в. грузинским (иберийским) царем Вахтангом Тбилиси тоже, оказывается, мусульманский город, а царь Давид IV Строитель, освобождая Грузию от сельджукских завоевателей, вел, оказывается, ЗАХВАТНИЧЕСКУЮ политику. Мы-то думали, он родину освобождал... А оно вона как!



Полагаю, меня ждет еще немало интересного.



Ежели кто скажет, что, мол, "не надо разжигать", то я с ним заранее полностью соглашаюсь. Не надо. Ни разжигать, ни фальсифицировать. Нехорошо это, а совсем даже наоборот - очень дурно".



"Голос Армении"