Процесс международного признания Арцаха: достижения и перспективные планы - «Аналитика»

Наряду с политическим урегулированием конфликта с Азербайджаном приоритетом внешнеполитической деятельности Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики) является международное признание де-факто республики. То есть два этих процесса ведутся параллельно, и в последние годы (до пандемии коронавируса нового типа) усилия в направлении достижения международного признания НКР отличались заметной активностью. Результаты тоже налицо.

Процесс международного признания Арцаха: достижения и перспективные планы - «Аналитика»


Право Арцаха на самоопределение признали 9 американских штатов: Массачусетс, Род-Айленд, Мэн, Луизиана, Калифорния, Джорджия, Гавайи, Мичиган, Миннесота. В поддержку независимой республики выступили также Верхняя палата парламента австралийского штата Новый Южный Уэльс, законодательный орган Страны Басков. В 2017 году резолюцию о признании права народа Нагорного Карабаха на самоопределение принял Европарламент.



Вышеуказанные резолюции и заявления о признании права Арцаха на самоопределение в самой республике воспринимаются как моральная, правовая, политическая и гуманитарная победа и расцениваются как результат общих усилий всего армянского народа, триединства Армения – Арцах – Диаспора.



Помимо вышеуказанного, фактическое признание Нагорного Карабаха осуществляется на муниципальном уровне. В частности, городами-побратимами населенных пунктов НКР является ряд французских городов. Всего за годы независимости Нагорного Карабаха было подписано порядка 15 соглашений о сотрудничестве между населенными пунктами НКР и городами Франции, США, Бразилии, Испании и других стран. В частности, между Степанакертом и Франку-да-Роша (Бразилия), Степанакертом и Монтебелло (США), Степанакертом и Сухумом (Абхазия), Степанакертом и Сан-Себастьяном (Испания), Шуши и Лос-Анджелесом (США), Шуши и Бург-де-Валансом (Франция), Мартуни и Ле-Пен-Мирабо (Франция), Мартакертом и Сарсель (Франция), Гадрутом и Бербанком (США), Аскераном и Бук-Бел-Эр (Франция), Бердзором и Хайлендом (США) и т.д. Подписано также соглашение между Арцахом и департаментом Дром Франции.



В Степанакерте отмечают, что в контексте развития международных отношений внешняя политика страны на уровне местного самоуправления имеeт большое значение. Подписанные меморандумы о городах-побратимах дают возможность развивать двусторонние отношения, которые основываются на взаимопомощи и обмене опытом, позволяют повышать уровень международной субъектности республики.



Данному процессу содействуют действующие в разных странах группы и круги дружбы, в частности, парламентская Группа дружбы с Нагорный Карабахом в Сеймасе Литвы, Круг дружбы Франция – Арцах, в который входят сенаторы, депутаты и политические деятели. Группы дружбы с Арцахом открыты также во Фламандском и Валлонском парламентах.



6 марта с.г. о создании Круга дружбы с Арцахом было объявлено и на Кипре, в него вошли члены парламента, городского совета Кипра, известные политики и ученые.



10 июня председатель новоизбранного парламента Арцаха Артур Товмасян созвал рабочее совещание с участием руководителей постоянных комиссий и фракций НС и представителя МИД с целью формирования Круга дружбы «Арцах – Кипр».



«Для перевода сотрудничества с Кругом дружбы в практическое поле считаю необходимым сформировать в Арцахе Круг дружбы с Кипром под эгидой парламента Республики Арцах», – подчеркнул Артур Товмасян.



При этом глава парламента выразил надежду, что состав Круга будет постепенно расширяться и способствовать своей деятельностью как международному признанию Арцаха, так и сближению деловых отношений между Арцахом и Кипром.



В НКР считают, что подобные группы являются символом дружбы, взаимного уважения и доверия между народами и играют важную роль в деле углубления двусторонних отношений и сотрудничества.



Отметим также, что Нагорно-Карабахская Республика имеет свои постоянные представительства в странах-сопредседателях Минской группы ОБСЕ – в России, Франции, США, а также в Армении, Германии, Австралии и Ливане (деятельность ливанского представительства распространяется на ряд стран Ближнего Востока). Помимо осуществления дипломатических функций постпредства вместе с армянскими организациями диаспоры, в частности, органами самой влиятельной партии АРФ «Дашнакцутюн», пропагандируют Арцах в странах пребывания, содействуют привлечению инвестиций в экономику НКР, укреплению связей с армянской диаспорой, реализации в Нагорном Карабахе гуманитарных программ. И это дает конкретные результаты.



Наблюдатели отмечают, процесс признания Нагорного Карабаха является свидетельством того, что избранный народом путь самоопределения адекватно воспринимается и оценивается в мире. В Арцахе надеются, что за многочисленными признаниями различных штатов, регионов и городских администраций последует окончательное признание республики, самоопределившейся в соответствии с общепризнанными международными нормами и общечеловеческими ценностями. В республике уверены, что де-юре признание НКР и его вовлечение в международные процессы обеспечит реализацию гражданами республики своих прав и свобод в полной мере, а также позволит сохранить стабильность и безопасность в регионе.



Какие конкретные шаги в направлении международного признания НКР предпримет новое руководство республики?



В программе деятельности Президента Республики Арцах в 2020 – 2025 гг. отмечается, что, осуществляя разновекторную, сбалансированную и прагматичную внешнюю политику, Республика Арцах продолжит курс на установление и укрепление, на основе взаимного уважения, дружественных, взаимовыгодных и равноправных политических и экономических отношений с различными странами.



Среди приоритетных направлений внешней политики – международное признание Республики Арцах. В процессе шагов по достижению международного признания будут продолжены последовательные усилия в направлении придания необратимости положительным тенденциям предыдущих лет: развитию и углублению на различных уровнях международных связей Республики Арцах, вовлечению республики в международные процессы, противодействию попыткам ее изоляции и др.



В центре внимания будет работа с законодательными органами разных стран, как на национальном, так и административном уровнях с целью принятия резолюций, поддерживающих право Арцаха на самоопределение и независимость, а также осуществления практических инициатив, предусмотренных подобными документами.



В программе президента отмечается, что дальнейшее развитие и расширение процесса международного признания станет важным вкладом в дело укрепления безопасности Арцаха и стабильности в регионе, в качестве дополнительного политического и дипломатического средства.



Будет продолжен процесс подготовки периодических отчетов о присоединении Республики Арцах к международным конвенциям и их выполнении. Присоединение к международным конвенциям, как отмечается в программе главы государства, позволит опираться на передовой опыт международного сообщества, стать частью взаимосвязанного мира, укрепить и развивать государственные и гражданские институты, привести законодательство в соответствие с международными стандартами.



Кстати, в конце июня с.г. в ООН был распространен (в том числе направлен Генеральному секретарю ООН) доклад об осуществлении Республикой Арцах положений Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 года, касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов. Доклад содержит информацию о включении положений четырех Женевских конвенций 1949 года и Дополнительных протоколов (1977 г.) к конвенциям в национальное законодательство Республики Арцах, а также о повышении осведомленности о международном гуманитарном праве среди военнослужащих с целью обеспечения соответствия правил применения военной силы с принципами международного гуманитарного права. Республика Арцах присоединилась к Конвенциям и Протоколам в 1993 году по решению Верховного Совета (парламента) республики.



Программой президента предусмотрено также повышение информированности об Арцахе в мире, донесение до международной общественности объективной и достоверной информации о процессе государственного строительства, сути азербайджано-карабахского конфликта и позиций Арцаха по его урегулированию, укрепление внешнего миролюбивого и демократичного имиджа молодой республики. Будет проведена работа по созданию международного бренда Республики Арцах, а также разрабатываться долгосрочная программа маркетинга. Данной цели будут также служить мероприятия в разных странах по представлению историко-культурного наследия Арцаха, популяризация туристических и достопримечательных мест. В информационной работе будут использованы как действующие, так и новые информационные ресурсы, а также потенциал армянских и иноязычных СМИ армянской диаспоры разных стран.



Республика Арцах и впредь будет предпринимать шаги по налаживанию и развитию децентрализованного сотрудничества с иностранными государствами на уровне общин и административных единиц. Параллельно с расширением децентрализованного сотрудничества будут продолжены меры по приданию практического характера уже имеющимся связям, что позволит осуществить различные программы в сферах культуры, образования, спорта, торговли, местного самоуправления.



В установлении и развитии международных связей Республики Арцах важную роль будет играть парламентская дипломатия, благодаря которой, как отмечалось выше, в разных странах уже действуют круги (группы) дружбы с Арцахом.



Будет оказано содействие институту народной дипломатии с целью повышения роли гражданского общества в установлении и развитии связей и сотрудничества в различных сферах.



В сфере международного экономического сотрудничества намечены работы по расширению внешних экономических связей. С целью привлечения иностранных инвестиций зарубежным деловым кругам будут представлены бизнес-программы, разработанные со стороны соответствующих ведомств, а также различные информационные материалы, касающиеся инвестиционных возможностей страны. Будет вестись работа с иностранными организациями и фондами для осуществления в Арцахе инфраструктурных, образовательных, а также развивающих программ. В этих целях планируется использование возможностей децентрализованного сотрудничества.



Будет продолжено сотрудничество с зарегистрированными в Арцахе международными организациями и структурами в вопросах реализации в республике гуманитарных программ, проектов послевоенного восстановления, в частности, разминирования территории страны.



Намечены меры по повышению эффективности деятельности постоянных представительств НКР за рубежом. В центре внимания также будет вопрос расширения географии представительств Арцаха и разработки механизмов повышения статуса представительств с учетом особенностей и законодательного поля страны пребывания.



В НКР считают, что международное признание независимости республики окажет положительное влияние на процесс мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, позволив Арцаху де-юре взять на себя свою долю ответственности за поддержание региональной безопасности и судьбу региона в целом.



Ашот Бегларян, Степанакерт



http://russia-artsakh.ru/