Сенатор Клишас объяснил необходимость обнуления Путина: чтобы не обнулить 20 лет истории и чтобы чиновники не "спекулировали" на теме преемника - «Россия»

Сенатор Клишас объяснил необходимость обнуления Путина: чтобы не обнулить 20 лет истории и чтобы чиновники не "спекулировали" на теме преемника - «Россия»


ВСЕ ФОТО

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас рассказал РБК о смысле поправок, связанных с памятью предков и верой в Бога, об обнулении президентских сроков Владимира Путина и о том, как он оценивает работу верхней палаты.


Так, Клишас заявил, что ряд вносимых поправок имеет "очень важным" смыслом с точки зрения идеологии: ряд социальных гарантий поднимается на конституционный уровень, и большинство людей, по словам политика, чувствуют себя более защищенными с правовой точки зрения. Вопрос же о том, что за всем пакетом поправок стоит прежде всего обнуление сроков нахождения у власти Владимира Путина, проистекает прежде всего от "нежелания посмотреть на то, в чем состоит содержание поправок".

"Смысл этих изменений в том, что президент делится своими полномочиями и он это делает не просто ради того, чтобы передать полномочия. Преследуется цель построения системы конституционных органов власти, цель сделать политическую систему в стране более устойчивой. Поверьте, это реально так. Потому что сейчас все-таки политическая система очень персонифицирована", - пояснил Клишас.

По его словам, поправка об "обнулении", известная как "поправка Терешковой" появилась из-за возможной "ликвидации" всех путинских достижений после его ухода.


"Вы можете выкинуть эти социальные гарантии опять из текста. Путин же является в некотором смысле основным гарантом для большинства граждан. И с правовой точки зрения, потому что у нас президент и сейчас в Конституции является ее гарантом и, самое главное, с психологической и с политической точки зрения. Какие бы решения не принимались, если они действительно затрагивают жизнь людей, качество жизни, их связывают с президентом", - добавил политик. Проблему же персонифицированности власти планируется решить именно за счет перераспределения полномочий среди конституционных органов власти.


По словам Клишаса, поправка, которая позволяет Путину баллотироваться и на следующих президентских выборах, направлена прежде всего на стабилизацию нынешней системы. "Политикам и государственным деятелям необходимо заниматься своим делом, а не спекулировать и не размышлять по поводу того, что в стране произойдет после 2024 года", - заявил он.

По словам сенатора, для того чтобы Путин "при его политическом весе, при его популярности, при его рейтингах оставался доминирующим политиком в стране, не надо вообще Конституцию менять", он может занимать в стране "любую должность".

"Поправка о праве избираться Путину нужна для того, если уж действительно говорить об обнулении, чтобы никто не обнулил последние 20 лет нашей истории. Это касается как социальных гарантий, так и суверенитета страны, поэтому обнулить и вернуться в 1990-е будет нельзя", - заявил Клишас.


Расширение же полномочий Государственного совета должно сделать его своего рода арбитром между правительством и регионами: в то время как основные экономические полномочия сконцентрированы у федерального правительства, ответственность за реализацию многих дел, включая нацпроекты, во многом лежит на регионах. Поэтому возникает необходимость в некоем объективном арбитре, роль которого и будет выполнять Госсовет.

Коснувшись поправок, связанных с историческим прошлым, Клишас уточнил, что в поправках нет запрета на исторические или научные исследования, но есть так называемые идеологические блоки, которые касаются веры в Бога, памяти предыдущих поколений и так далее. "Уважение к собственной истории, к тем людям, которые эту историю сотворили, да даже к их ошибкам, уважение - это очень важная часть того консенсуса, который должен сложиться в обществе по поводу собственной истории. Все исторические деятели <...> имеют право на уважение с нашей стороны просто потому, что мы являемся результатом их деятельности, их работы по построению страны, экономики, литературы, культуры и всего остального", - подчеркнул сенатор. Свободу слова эти поправки не ограничивают, но ставят своего рода "заслон" фальсификации исторических фактов в угоду негативному отношению автора к тому или иному историческому деятелю.


Говоря о вере в Бога, сенатор также подчеркнул, что все государства мира имеют законодательства, которые регулируют деятельность религиозных организаций, а Бог упоминается в Конституции даже вполне светских государств вроде Швейцарии. Об ущемлении прав атеистов речи также не идет, поскольку в данном случае присущее атеистам неверие в Бога распространяется на них самих, но не на их предков.


Говоря о поправке, провозглашающей брак союзом между мужчиной и женщиной, сенатор заявил, что эту точку зрения так или иначе поддерживает 90% россиян. О дискриминации сексуальных меньшинств, по его словам, в данном случае речь не идет: однополые пары обладают теми же правами, что и традиционные, однако их отношения могут и должны быть оформлены вне института брака. "Например, наследование произойдет не автоматически, как между членами семьи, а нужно просто оформить наследственное завещание", - пояснил Клишас. "Люди имеют право на то, чтобы в ней были закреплены вопросы, по которым есть консенсус у большинства, а брак как союз мужчины и женщины - это позиция большинства", - заключил он. А поправка о недопустимости действий, которые направлены на отчуждение части территории России, а также о недопустимости призывов к таким действиям, по словам сенатора, направлена на то, чтобы пресечь любые возможности официальной передачи другим государствам российских территорий, включая Крым.


Говоря о форме голосования по поправкам, сенатор пояснил, что в случае проведения референдума могла бы идти речь о пересмотре всех глав конституции, включая неизменяемые. Но поскольку необходимости в новой конституции нет, было решено провести общероссийское голосование. Невозможность же голосования за отдельные поправки обусловлена их взаимосвязанностью между собой.


Введение в Совете Федерации должности пожизненных сенаторов, о которой также шла речь при обсуждении поправок, должно стать данью уважения людям, которые внесли большой вклад в развитие государства и одновременно возможностью использовать их опыт. О важности Совфеда свидетельствует и то, что многие его члены за последнее время стали губернаторами, заместителями министров или вице-губернаторами, поэтому о своего рода почетной отставке при перемещении в Совет Федерации речи не идет. "Сенаторы в подавляющем большинстве - это лоббисты регионов, в хорошем смысле слова. Они постоянно лоббируют интересы своих территорий в Минфине, Минэкономики, правительстве и так далее. Это их основная работа. Если эту работу не видите вы, но регионы ощущают, то, значит, они работают хорошо", - пояснил Клишас.