Мартин Берберян: Я не мог проиграть - «Диаспора»

24 апреля 2004 года. Столица Турции Анкара принимает очередной чемпионат Европы по вольной борьбе. В шести из семи весовых категориях побеждают представители России и Турции. Россияне традиционно сильны, а туркам помогают родные стены в виде поддержки болельщиков и, конечно, арбитров. Лишь в наилегчайшем весе (55 кг) во время церемонии награждения над сводами местного Дворца спорта поднялся армянский флаг, а в честь чемпиона зазвучал гимн (какой именно, узнаете в конце статьи, не торопитесь с выводами). Ведь на первой ступени пьедестала почета стоял армянский борец Мартин Берберян.

Мартин Берберян: Я не мог проиграть - «Диаспора»


22 мая чемпиону Европы и бронзовому призеру ЧМ-2005 исполнилось 40 лет. Сейчас Берберян живет в США, работает главным тренером по борьбе в лос-анджелесском спортивном клубе "International Sports Union" (вместе с чемпионом мира 1993 года по боксу Ншаном Мунчяном).



- Мартин, как начинался твой путь в борьбе?



- Я начал заниматься вольной борьбой в 1987 году под руководством Самвела Маркаряна. Родители отвели меня в школу борьбу имени чемпиона мира Норайра Мушегяна (он дядя моей матери по отцу). Мне тогда было 7 лет. Тренер сказал, что я еще мал, но мне разрешили остаться. Постепенно вошел в тренировочный процесс, с 10 лет начал выступать на соревнованиях.



Первых успехов я добился на юношеском уровне, став бронзовым призером ЧМ-1996. В следующем году завоевал серебряную медаль чемпионата мира среди юниоров, а в 1998 году стал чемпионом Европы в этой возрастной категории. В следующем году меня привлекли в национальную сборную Армении. Пользуясь случаем, хочу в очередной раз выразить признательность своему тренеру за все, чему он меня научил на ковре.






- Твоим главным спортивным достижением стала победа на ЧЕ-2004?



- Да. Поскольку турнир проходил в Турции, в день памяти жертв Геноцида армян в Османской империи, общественный резонанс получился небывалым. Когда наша команда вернулась на родину, аэропорт "Звартноц" был переполнен встречающими, и не только нашими родными и друзьями.



Когда полуфинальная жеребьевка в Анкаре свела меня с турком, президент Национального олимпийского комитета Армении Ишхан Закарян позвонил и сказал, что в случае победы меня в аэропорту будет ждать автомобиль. Он сдержал обещание, вручив мне ключи прямо на месте.



- Как дальше складывалась карьера?



- В 2005 году я уехал в США, где жила моя будущая жена Рузанна. В то время НОКА возглавил Гагик Царукян, который предложил мне вернуться и продолжить бороться за Армению. По приезде он подарил мне однокомнатную квартиру в Ереване. В том же году я завоевал бронзовую медаль чемпионата мира.



В 2006 году мы с Рузанной поженились. Я тренировался в Армении, в свободное время уезжал в США. На одном из рейтинговых турниров мне удалось завоевать олимпийскую путевку. На Играх-2008 в Пекине я уступил в первом поединке. До этого участвовал в ОИ-2000 (Сидней, 6-е место) и ОИ-2004 (Афины).



После Пекина я окончательно переехал на жительство в США. Какое-то время еще пытался выходить на ковер, но травмы и перенесенные операции мешали полноценно тренироваться и выступать. В 2011 году я официально завершил спортивную карьеру.



- Чем занялся дальше?



- Уже с 2008 года приступил к тренерской работе в США. Перед тем, как владелец ISU Кен Арутюнян предложил мне работать с ним, я сотрудничал со сборной США по вольной борьбе в качестве тренера и спарринг-партнера для первых номеров команды. Расстояния были велики, и встал вопрос переезда в Колорадо, где находится база сборной США, но мне с семьей было неудобно перебираться так далеко.



В ISU через мои руки прошло много сильных борцов, в том числе олимпийская чемпионка Рио-2016 Хелен Марулис (55 кг), которая перед Олимпийскими играми две недели тренировалась в нашем клубе. Американским борцам комфортно тренироваться со мной, поскольку местный стиль борьбы несколько отличается от европейского стиля. В США развита национальная борьба кэтч, которую преподают в учебных заведениях. Она по стилю близка к вольной борьбе, поэтому американцы успешно выступают в этом виде спорта.



- Ты также ставил борцовскую школу бойцам смешанных единоборств (ММА)?



- Да, в Глендейле есть Fighting club, где мы с ними работаем. Назову два имени. Эдмон Шахбазян, который занимает 5-е место в рейтинге среднего веса UFC (Ultimate Fighting Championship – спортивная организация, проводящая бои по смешанным единоборствам по всему миру). И первая абсолютная чемпионка UFC Ронда Роузи, которая в особом представлении не нуждается.



- После тебя чемпионами Европы в составе сборной Армении становились лишь воспитанник российской школы борьбы Давид Сафарян (2013) и Арсен Арутюнян (2019). С чем связаны такие значительные интервалы?



- С уходом нашего поколения образовалась своеобразный вакуум, который почему-то не получилось заполнить. Я очень сожалею об этом, но, думаю, через пару лет все нормализуется. В Армении есть перспективные ребята, но им нужно помочь вырасти в высококлассных спортсменов. Это зависит от тренерской работы и государственной поддержки. Важно найти оптимальный вариант с армейской службой, потому что многие ребята после армии оставляют спорт.



- Что скажешь об Арсене Арутюняне и его своеобразном стиле борьбы в стиле "энерджайзер"?



- Мы с ним регулярно созваниваемся, поддерживаем связь. Я посоветовал Арсену не отдавать соперникам так легко очки на старте, догонять с возрастом будет все труднее. С опытными борцами такая тактика точно не пройдет. Положительные изменения видны уже сейчас, он тренируется с большим желанием. Арсен – очень перспективный спортсмен, все зависит только от него.



- Часто бываешь в Армении?



- На родину приезжаю каждое лето вместе с семьей, пока у детей каникулы. Обязательно бываю на сборах сборной, общаюсь со всеми ребятами. В этом году тоже купил заранее билеты, но ситуация с пандемией может внести свои коррективы.



- Расскажи, пожалуйста, о своей семье.



- У нас с Рузанной трое детей: Мариам, Ева и Эрик. Сыну 3 года, до начала пандемии он иногда с папой приходил в зал. Хочу, чтобы он занимался спортом, но пусть сделает самостоятельный выбор. Пока Эрик больше любит мяч.



- А теперь расскажи, как все происходило 24 апреля 2004 года в Анкаре?



- Я обычно не говорил в интервью о том, что случилось накануне, 23 апреля. Вечером ко мне в гостиничный номер пришли представители сборной Турции с "дипломатом", полным наличных. Имен называть не буду, но среди них были известные в мире борьбы люди. Мне предложили деньги за поражение в случае встречи с турецким борцом Рамазаном Демиром. Начали с $25000. Услышав отказ, стали поднимать сумму, дошло до $50000. Я попросил своих друзей по команде вывести их из номера. Мне прямо сказали, что сумму можно увеличить, но поскольку я отказываюсь, эти деньги дадут арбитрам. В итоге незваные гости ушли восвояси со своим "дипломатом".



Тренеры сборной Грант Енокян и Самвел Маркарян предполагали именно такое развитие событий, но дежурить возле моего номера не собирались, будучи уверенными во мне. Рассказав им о визите хозяев чемпионата, я сказал, что завтра дам свой ответ на ковре. Конечно, в случае поражения у меня были свидетели – товарищи по команде, но проиграть я в тот в любом случае день не мог. Почему? Думаю, и так ясно.



Вся спортивная Армения ждали моего возможного поединка с турком. Тогда президентом страны был Роберт Кочарян, мы вместе играли в баскетбол. Он лично позвонил Ишхану Закаряну и сказал, что я должен победить. Закарян связался с командой и передал слова глава государства. Так что выхода у меня не было (смеется)!



Конечно, в тот момент напряжение зашкаливало. Я всю ночь не мог уснуть, переживая произошедшие события и думая о предстоящем дне. Это сейчас я с улыбкой вспоминаю тот "турецкий аукцион", а ведь мы в то время и $500 не видели. Зато на ковре я быстро обо всем забыл и сосредоточился на борьбе.



24 апреля трибуны Дворца спорта в Анкаре были переполнены, пришел даже глава турецкого правительства Эрдоган. Я провел 4 схватки, начиная с 1/8 финала. С Рамазаном Демиром жеребьевка свела нас в полуфинале. Схватка проходила очень напряженно, я все время выходил вперед в счете, но арбитры технично придерживали меня, давая возможность сопернику "держаться поблизости". Дай я судьям хоть малейший шанс, турок бы выиграл. В самом конце, при счете 5:4, меня поставили в партер. Я выдержал и заработал на последней секунде еще один балл – 6:4. Кстати, с Рамазаном Демиром мы до сих пор общаемся с помощью интернета. Он после поражения от меня проиграл и схватку за бронзовую медаль.



Финальная схватка с россиянином Адамом Батировым тоже получилась сложной. Главное было не расслабиться после победы над турком, посчитав задачу выполненной. Схватка закончилась моей победой в дополнительное время. Зал болел за Батирова, как будто я в России боролся. После объявления победителя зрители с досады даже начали швырять на ковер бутылки. Полицейские в этот момент вывели меня с ковра от греха подальше.



А на церемонии награждения организаторы поставили гимн АрмССР, якобы по ошибке. Так или иначе, зал встал на ноги во время его исполнения.



Вадим Мкртчян, "Голос Армении"