В вопросе осуждения Геноцида мы должны праздновать реальные победы, а не моральные - «Диаспора»

24 апреля армянский народ вновь воздаст дань уважения памяти жертв Геноцида армян в Османской империи 1915 года. В преддверии 105-й Годовщины Геноцида армян корреспондент Panorama.am побеседовал с тюркологом, деканом факультета востоковедения ЕГУ Рубеном Мелконяном.

В вопросе осуждения Геноцида мы должны праздновать реальные победы, а не моральные - «Диаспора»


– Г-н Мелконян, как Вы оцениваете предпринимаемые за последние годы властями Армении шаги в направлении международного признания и осуждения Геноцида армян?



– За прошедшие годы со стороны Армении были предприняты серьезнейшие шаги по международному признанию и осуждению Геноцида армян. Данные шаги носили не только сиюминутный характер, но и глубинный, концептуальный, посему данные основы, на который всё это построено, позволили в дальнейшем также предпринять соответствующие шаги или продолжить по инерции данные шаги. Полагаю, за последний год весьма заметны продолжающиеся на основе начатых в прошлом процессы, иными словами, это инерция, а сейчас новые явления, значимые шаги по международному признанию и осуждению Геноцида армян, по крайней мере для меня, не заметны.



Из последних развитий, конечно, следует выделить принятые Конгрессом США, Палатой представителей, и Сенатом резолюции, которые, на мой взгляд, преследовали также две другие цели. Во-первых, это напряженные американо-турецкие отношения, в контексте которых следует рассматривать также принятие данных резолюций, во-вторых, действенные шаги, предпринимаемые соответствующими структурами Диаспоры – комитетом “Айдата” США и пр.



Думаю, что иных серьезных, особенных событий, по крайней мере я, выделить не могу. Наша официальная риторика не изменилась. Конечно, налицо определенное снижение активности, но в официальной риторике не наблюдается существенных изменений, то есть предполагаю, что вопрос признания и осуждения Геноцида армян продолжает оставаться в повестке внешней политики Армении, а урегулирование отношений с Турцией мы также продолжаем не связывать с вопросом Геноцида, то есть – выступаем сторонниками установления отношений без предусловий. Но не могу не отметить также, что в последний период особенно заявления со стороны МИД Армении носят более «дежурный» характер, иногда также – это очевидный повтор.



– Вы отметили, что «за последний год весьма заметны продолжающиеся на основе начатых в прошлом процессы, иными словами, заметна инерция», как Вы считаете, есть ли такие шаги, которые должны были быть предприняты, но не были сделаны?



– Говоря о «начатых в прошлом» имею в виду те важные, видимые основы, которые были заложены на прошлом этапе. Констатируем самое важное, что у вопроса признания Геноцида армян не может быть партийной, политической принадлежности, иными словами то, что предпринято при прошлых властях, не важно – при Серже Саргсяне, Роберте Кочаряне, Левоне Тер-Петросяне, эти хорошие достижения мы должны продолжать укреплять, фиксировать новые достижения, а сделанные в прошлом или сейчас упущения необходимо устранить.



Имею в виду, что заложенные в прошлом хорошие основы позволяют вести более активную, инициативную политику, но я не замечаю этой активности и инициативности, посему, полагаю, что происходящие процессы происходят по инерции, то есть – начатые в прошлом развития просто продолжаются.



– Как вы считаете, ожидаются ли изменения в процессе признания Геноцида армян?



– Этого нельзя исключать. Просто данный вопрос следует рассматривать, исходя из наших приоритетов: действительно ли для нас важно признание Геноцида армян ещё со стороны нескольких стран, или для нас важны другие составляющие вопроса. В мире сложилась такая ситуация, что Турция четко демонстрирует свои политические приоритеты, гуманистические подходы. Предполагаю, что это вынудит другие государства вновь пересмотреть свои подходы по части вопрос Геноцида армян. Просто возникает вопрос, какое участие принимает в этом Армения, действительно ли это происходящий самопроизвольно процесс или Армения принимает активное участие в этом. Надеемся, что политика Армении по части признания и осуждения Геноцида армян продемонстрирует большую активность.



– Г-н Мелконян, в преддверии 105-й годовщины Геноцида армян всегда звучит один и тот же вопрос, действительно ли президент США произнесет слово “геноцид”, как Вы полагаете, произнесет ли он это слово в этом году или нет, с учетом также резолюций Конгресса США, Сената.



– В резолюции Сената есть множество интересных формулировок также в вопросе включения вопроса Геноцида армян в систему образования. Полагаю, Армения, к примеру, может предпринять определенные шаги, чтобы в системе образования различных стран вопрос Геноцида армян получил другой статус по части преподавания истории и прочего.



Что касается произнесения слова “геноцид”, конечно, это слово имеет важное правовое значение, но не думаю, что действующий президент США Дональд Трамп, который мыслит, как бизнесмен, скажет это слово. Он выразит свои антитурецкие или подходы государства в другом формате. Но, в любом случае, не хотел бы концентрироваться именно на слове, поскольку это слово приведет нас в очередной раз к моральной победе. Мы давно должны уже привыкнуть праздновать реальные победы, а не моральные.



– Какими на Ваш взгляд являются реальные победы, настоящие достижения?



– Реальной победой, успехом или серьезным документом могу назвать принятый Госдумой России документ, согласно которому признается факт Геноцида армян. Формулировка следующая: «…Геноцид армян был осуществлен на территориях Османской империи (Турция), исторически именуемых Западной Арменией». Это единственный документ, в котором есть термин “Геноцид армян”, и “Западная Армения”. Реальным достижением могу посчитать также не только признание Геноцида армян стороны Папы Римского, но его последующие шаги – популяризация, литургия, что также является одной из побед нашей дипломатии, и, не думаю, что эту победу мы должны игнорировать или связывать с определенным этапом и действующими лицами.



Могу привести множество других примеров, но, к сожалению, они в прошлом, мы должны стремиться к новым, ощутимым, реальным победам. Если, к примеру, преподавание истории Геноцида армян в различных странах получит серьезный статус, и поколения будут воспитываться с тем осознанием, что Геноцид армян – неоспоримая реальность и преступление, это также можно считать одним из достижений.



– Спасибо за интервью.



Оригинал материала – на армянском языке.



Panorama.am