Археологи обнаружили опустошенную проказой и оспой средневековую немецкую деревню

Согласно новому исследованию, которое было опубликовано в журнале Genome Biology, более трети людей, похороненных на раннесредневековом кладбище в Германии, страдали инфекционными заболеваниями.

Исследователи из Кильского университета в Германии изучили ДНК и останки скелетов 70 человек, которые были похоронены на общественном кладбище, расположенном в Лауххайм-Миттельхофене, городе на территории современной Германии. Все захоронения произошли когда-то в период Меровингов (между пятым и восьмым веками нашей эры). Команда обнаружила, что более 30% умерших были инфицированы гепатитом В, парвовирусом B19 (что может привести к сыпи), вирусом натуральной оспы или Mycobacterium leprae (одна из двух бактерий, вызывающих проказу). При этом у семи инфицированных было сочетание сразу двух болезней.

Используя ДНК, извлеченную из корней зубов каждого человека, исследователи определили, какие заболевания были у каждого человека, если таковые имеются. Они также исследовали кости умерших, хотя «только некоторые болезни оставляют на костях четкие следы.

«Корни зубов хорошо снабжаются кровью в течение жизни, поэтому патогены, которые мы находим в них, вероятно, циркулируют в кровотоке», — сказал один из соавторов исследования Бен Краузе-Киора из Кильского университета. «Для ремоделирования кости в ответ на инфекцию требуется определенное время. Так обстоит дело, например, с проказой, относительно медленно прогрессирующим заболеванием».

Что касается гепатита В, который проявился в ДНК, а не в останках скелета, болезнь имеет тенденцию приводить к воспалению печени и, в редких случаях, к печеночной недостаточности или раку печени. Парвовирус, а также оспа не оставляют никаких следов. В случае с вариантом этой древней оспы также неясно, как именно она работала, поскольку она уже генетически отличается от типичной оспы современности.

Он добавил, что ученые хотели выяснить, какие патогены циркулировали в раннесредневековом населении и насколько высок был уровень заражения.

Среди захоронений особенно выделялся один скелет: молодого мужчины, который страдал от трех патогенов, в том числе гепатита В, парвовируса В19 и M. leprae. Проказа еще не была широко распространена к северу от Альп в 7-м и 8-м веках, поэтому у ученых появилась возможность узнать больше о происхождении этой более поздней пандемии из генома возбудителя лепры M. Leprae.

Так почему же так много людей в этом маленьком сельском поселении страдало таким разнообразием болезней? Исследователи пришли к выводу, что на это мог повлиять ряд факторов, таких как изменение климата во время позднеантичного малого ледникового периода (шестой и седьмой века нашей эры), что привело к массовым неурожаям и голоду.

Благодаря реконструкции климата известно об общем ухудшении климата в этот период времени, в частности, температура в Северном полушарии снизилась в среднем примерно на 2 градуса по Цельсию.

«Эта фаза плохого климата могла также привести к общему ослаблению населения из-за неурожаев», — сказал он. «Эта повышенная восприимчивость к болезням могла позволить болезням перейти от животных к людям и адаптироваться к ним в качестве новых хозяев. Кроме того, болезни также могут более широко распространяться в новых популяциях. Это может быть правдоподобным объяснением того, как патогены прижились в человеческом населении, а затем привели к крупным вспышкам пандемии через несколько столетий в Средние века».