Ученые рассказали, какой вид животных существовал дольше всех

Земля — сложное, постоянно меняющееся место, и все, от температуры океанов до количества кислорода в атмосфере, постоянно меняется. И в этом мире перемен каждое живое существо бегает, плавает, скользит или летает, чтобы приспособиться и выжить — или погибает. Но в этом меняющемся мире какое животное прожило дольше всех?

В ноябре 2010 года Книга рекордов Гиннеса присвоила звание «старейшего живого существа» Triops cancriformis, или креветке-головастику. И не зря: окаменелости показывают, что бронированные, похожие на креветок ракообразные существовали с триасового периода (от 251,9 до 201,3 миллиона лет назад).

У креветок-головастиков тела похожи на лопаты, которые идеально подходят для копания на дне временных бассейнов, в которых они обитают. Дизайн работает так хорошо, что они сохраняют его в течение сотен миллионов лет. Но хотя они выглядят так же, как и всегда, исследования ДНК, опубликованные с 2010 года, показывают, что креветки-головастики никогда не прекращали развиваться под своей броней, создавая различия между видами во времени, которые человеческий глаз не всегда может заметить.

Например, креветка-головастик T. cancriformis является просто потомком похожих на вид триасовых предков, и на самом деле ей не более 25 миллионов лет, согласно исследованию 2013 года, опубликованному в журнале PeerJ. Согласно исследованию 2012 года, опубликованному в журнале PLOS One, ему может быть всего 2,6 миллиона лет.

Но есть и другие претенденты на звание самого долгоживущего животного Земли. Сегодня существует несколько видов, которые, как и креветки-головастики, похоже, не изменились на протяжении многих миллионов лет. Возможно, самым известным из этих так называемых «живых ископаемых» является группа глубоководных рыб, называемых латимериями. Исследователи впервые обнаружили окаменелости латимерии в 1800-х годах и считали, что они вымерли в конце мелового периода 66 миллионов лет назад. Но затем, в 1938 году, рыбаки вытащили живую латимерию у берегов Южной Африки. Этим древним рыбам более 400 миллионов лет, но есть одна загвоздка.

Виды латимерии, плавающие сегодня в наших океанах, отличаются от окаменелых видов латимерии, которые действительно вымерли. Исследование 2010 года, опубликованное в журнале Marine Biology предполагает, что живые виды появились в течение последних 20–30 миллионов лет. То же самое верно и для столь же древней линии мечехвостов, которая насчитывает около 480 миллионов лет. Исследование 2012 года, опубликованное в журнале Molecular Phylogenetics and Evolution обнаружило, что самая старая живущая группа азиатских мечехвостов под названием Tachypleus появилась всего около 25 миллионов лет назад, несмотря на то, что внешне похожа на окаменелости, которым сотни миллионов лет.

Биологи еще не закончили расшифровку истории эволюции всех живых животных, и до тех пор не будет окончательного ответа на эту загадку. Однако креветки-головастики, латимерии и мечехвосты говорят нам, что даже самые, казалось бы, стабильные организмы постоянно меняются.

«Я не думаю, что есть доказательства того, что какой-либо отдельный вид существует более нескольких миллионов лет», — говорит Африка Гомес, старший автор исследования креветок-головастиков 2013 года.

Исследования летописи окаменелостей показывают, что виды обычно существуют от 500 000 до 3 миллионов лет, прежде чем они вымирают или заменяются потомками, согласно статье в журнале American Scientist.

Например, ДНК организмов может мутировать, и эти мутации могут передаваться от одного поколения к другому. Два генетически сходных вида также могут спариваться, что приводит к процветанию нового гибридного вида. Конкуренция тоже заставляет виды эволюционировать. Хищники соревнуются с добычей, а животные, делящие одно и то же пространство, соревнуются за пищу и ресурсы.

«Хищники эволюционируют, жертвы эволюционируют, хищники эволюционируют, эволюционируют жертвы, эволюционируют конкуренты, эволюционируют другие конкуренты», — сказал Скотт Лидгард, почетный хранитель ископаемых беспозвоночных в Музее Филда в Чикаго.

Более того, факторы окружающей среды могут влиять на продолжительность жизни животных. «Скажем, таксон [группа] хорошо приспособлен к определенному типу среды обитания, а климат резко меняется», — сказал Лидгард. «Если он не может мигрировать в другое место с такой же средой обитания, он вымирает».

Поскольку изменения происходят постоянно, Гомес не считает какое-либо животное живым ископаемым, потому что этот термин создает впечатление, что животные перестают развиваться. Вместо этого Лидгард утверждал, что «живое ископаемое» можно использовать как общий термин для изучения организмов с определенными характеристиками, такими как низкая скорость эволюционных изменений.