Шесть процентов массы Земли принесли астероиды из внешней Солнечной системы

Два года и неделю назад японский космический корабль «Хаябуса-2» доставил на Землю специальный груз: образцы материала, собранного на астероиде Рюгу. Анализ нескольких драгоценных граммов почвы с поверхности и из-под поверхности астероида позволил по-новому взглянуть на прошлое нашей планеты и всей Солнечной системы. Эти выводы были представлены в журнале Nature Astronomy.

Международная группа ученых под руководством доктора Марин Паке и доктора Фредерика Муанье из Института физики земного шара в Париже изучила состав образца. Их особенно интересовали изотопные сигнатуры цинка и меди. Каждый химический элемент существует в нескольких версиях в зависимости от количества нейтронов в его ядре. Это не меняет его химических свойств, но изменяет физические, поскольку изотопы имеют разную массу. Некоторые изотопы нестабильны, распадаются через некоторое время.

Таким образом, соотношение изотопов становится химическим отпечатком для материалов, а когда дело доходит до образцов астероидов и метеоритов, это не только говорит нам о текущем составе, но и говорит нам о том, как образовались эти объекты.

В случае астероида Рюгу команда подтвердила, что изотопная сигнатура меди и цинка делает его похожим на метеорит Ивуна, что было выдвинуто до того, как было объявлено об обнаружении аминокислот в образцах. Метеорит Ивуна упал в Танзании 16 декабря 1938 года и входит в группу углеродистых хондритов CI. В мире их всего девять, что делает их одними из самых редких. Считается, что они сформировались во внешней части Солнечной системы и в конечном итоге мигрировали внутрь.

Рюгу демонстрирует сходство по составу с другими углеродистыми хондритами, поэтому исследователи задались вопросом, может ли другой тип подойти лучше. Цинк и медь — это то место, где они различаются, и по этой причине ученые выбрали эти элементы для проведения теста, подтверждающего связь с хондритами CI. Сигнатура цинка также может быть использована для другого измерения, влияющего на историю нашей планеты.

Материалы из Рюгу можно считать нетронутыми, когда речь идет об установлении состава ранней Солнечной системы. Метеориты от астероидов, сформировавшихся ближе к Солнцу, имеют другую ценность, чем Рюгу, и Земля все еще имеет другую ценность, где-то посередине. Вооружившись этим, исследователи смогли оценить, что астероид, похожий на Рюгу, должен составлять около шести процентов массы Земли.