Исследование показало, что динозавры были на подъеме до падения астероида

Ученые давно спорят, почему динозавры, не являющиеся птицами, включая тираннозавра и трицератопса, вымерли, тогда как млекопитающие и другие виды, такие как черепахи и крокодилы, выжили. Новое исследование, проведенное международной командой палеонтологов и экологов, которое было опубликовано в журнале Science Advances, проанализировало 1600 окаменелостей из Северной Америки. Исследователи смоделировали пищевые цепи и экологическую среду обитания наземных и пресноводных животных в течение последних нескольких миллионов лет мелового периода и первых нескольких миллионов лет палеогенового периода после падения астероида.

Палеонтологам уже давно известно, что рядом с динозаврами жили многие мелкие млекопитающие. Но это исследование показывает, что эти млекопитающие адаптировались к окружающей среде и становились более важными компонентами экосистем по мере развития мелового периода. Тем временем динозавры закрепились в устойчивых нишах, к которым они были в высшей степени приспособлены.

Эксперты говорят, что млекопитающие не просто воспользовались смертью динозавров. Они создавали свои преимущества за счет диверсификации — занимая новые экологические ниши, развивая более разнообразный рацион и поведение и выдерживая небольшие изменения климата, быстро адаптируясь. Такое поведение, вероятно, помогло им выжить, поскольку они были способны лучше, чем динозавры, справиться с радикальным и внезапным разрушением, вызванным астероидом.

Первый автор, Хорхе Гарсия-Хирон из Университета Оулу (Финляндия) сказал: «Наше исследование дает убедительную картину экологической структуры, пищевых сетей и ниш. последних экосистем с преобладанием динозавров мелового периода и первых экосистем с преобладанием млекопитающих после удара астероида. Это помогает нам понять одну из вековых загадок палеонтологии: почему все динозавры, кроме птиц, погибли, но птицы и выжили млекопитающие».

Соавтор исследования Альфио Алессандро Чиаренца из Университета Виго (Испания) сказал: «Похоже, что стабильная экология последних динозавров фактически препятствовала их выживанию после столкновения с астероидом, который резко изменил экологические правила того времени. И наоборот, некоторые птицы, млекопитающие, крокодилы и черепахи ранее были лучше приспособлены к нестабильным и быстрым изменениям окружающей среды, что могло сделать их более способными к выживанию, когда дела внезапно пошли плохо, когда ударил астероид».

Старший автор, профессор Стив Брусатте из Эдинбургского университета, сказал: «Динозавры были сильными, со стабильными экосистемами, пока их внезапно не убил астероид. Тем временем млекопитающие разнообразили свой рацион и поведение, пока динозавры были еще живы. Таким образом, млекопитающие не просто воспользовались смертью динозавров, но они создали свои собственные преимущества, которые экологически преадаптировали их, чтобы пережить вымирание и занять ниши, оставленные динозаврами».