Находки с затонувшего 2000-летнего корабля Улубурун раскрывают сложную торговую сеть


Фото из открытых источников
Более чем за 2000 лет до того, как «Титаник» затонул в северной части Атлантического океана, еще один знаменитый корабль потерпел крушение в Средиземном море у восточных берегов Улубуруна — на территории современной Турции — с тоннами редкого металла. С момента его открытия в 1982 году ученые изучают содержимое затонувшего корабля Улубурун, чтобы лучше понять людей и политические организации, которые доминировали в период времени, известный как Поздний период.
 
Теперь группа ученых, в том числе Майкл Фрачетти, профессор археологии в области искусств и наук Вашингтонского университета в Сент-Луисе, обнаружила удивительную находку: небольшие общины горных скотоводов, живущих на территории современного Узбекистана в Центральной Азии, производили и поставляли примерно одна треть олова, найденного на борту корабля, — олово, которое направлялось на рынки Средиземноморья для превращения в желанный бронзовый металл.
 
Исследование, опубликованное в журнале Science Advances, стало возможным благодаря достижениям в области геохимического анализа, которые позволили исследователям с высокой степенью достоверности определить, что часть олова была добыта в доисторической шахте в Узбекистане, более чем в 2000 милях от Хайфы, где злополучный корабль погрузил свой груз.
 
Но как это могло быть? В этот период горнодобывающие районы Средней Азии были заняты небольшими общинами горцев-скотоводов — вдали от крупного промышленного центра или империи. А местность между двумя точками, которая проходит через Иран и Месопотамию, была пересеченной, что чрезвычайно затрудняло прохождение тонн тяжелого металла.
 
Фракетти и другие археологи и историки были привлечены, чтобы помочь собрать кусочки головоломки. Их результаты выявили поразительно сложную цепочку поставок, которая включала несколько шагов, чтобы доставить олово из небольшого горнодобывающего сообщества на средиземноморский рынок.
 
«Похоже, что эти местные горняки имели доступ к обширным международным сетям и — благодаря наземной торговле и другим формам связи — могли доставлять этот важнейший товар вплоть до Средиземного моря», — сказал Фрачетти. «Поразительно узнать, что культурно разнообразная, многорегиональная и многовекторная система торговли лежала в основе евразийского оловянного обмена в эпоху поздней бронзы».
 
Загадки добавляет тот факт, что горнодобывающей промышленностью, по-видимому, управляли небольшие местные сообщества или свободные рабочие, которые вели переговоры на этом рынке вне контроля королей, императоров или других политических организаций, отметил Фрачетти.
 
Об исследовании
 
По словам Уэйна Пауэлла, профессора наук о земле и окружающей среде в Бруклинском колледже и ведущего автора исследования, идея использования изотопов олова для определения происхождения металла в археологических артефактах возникла в середине 1990-х годов. Однако технологии и методы анализа не были достаточно точными, чтобы дать четкие ответы. По его словам, только в последние несколько лет ученые начали использовать изотопы олова для прямой корреляции мест добычи полезных ископаемых с металлическими артефактами.
 
«За последние пару десятилетий ученые собрали информацию об изотопном составе месторождений оловянной руды по всему миру, их диапазонах и перекрытиях, а также о естественных механизмах, с помощью которых изотопный состав передавался касситериту при его образовании», — сказал Пауэлл. «Мы остаемся на ранних стадиях такого исследования. Я ожидаю, что в будущем эта база данных рудных месторождений станет достаточно надежной, как сегодня база данных изотопов Pb, и этот метод будет использоваться регулярно».
 
Аслихан К. Йенер, научный сотрудник Института изучения древнего мира Нью-Йоркского университета и почетный профессор археологии Чикагского университета, был одним из первых исследователей, проводивших анализ изотопов свинца. В 1990-х годах Йенер был частью исследовательской группы, которая провела первый изотопный анализ свинцового олова Улубурун. Этот анализ показал, что олово Улубурун могло происходить из двух источников: из рудника Кестель в горах Таурус в Турции и из какого-то неустановленного места в Центральной Азии.
 
«Но на это не обратили внимания, поскольку анализ измерял следы свинца, а не определял происхождение олова», — сказал Йенер, соавтор настоящего исследования.
 
Йенер также был первым, кто обнаружил олово в Турции в 1980-х годах. В то время, по ее словам, все научное сообщество было удивлено, что он существует там, прямо у них под носом, где были найдены самые ранние оловянные бронзы.
 
Около 30 лет спустя исследователи, наконец, получили более точный ответ благодаря передовым методам анализа изотопов олова: треть олова на борту затонувшего корабля «Улубурун» была добыта на руднике Мушистон в Узбекистане. Остальные две трети олова были получены из шахты Кестель в древней Анатолии, которая находится на территории современной Турции.
 
Находки позволяют заглянуть в жизнь 2000 с лишним лет назад. К 1500 г. до н.э. бронза была «высокой технологией» Евразии, ее использовали для изготовления всего: от оружия до предметов роскоши, инструментов и утвари. Бронза в основном производится из меди и олова. По словам Фрачетти, в то время как медь довольно распространена и ее можно найти по всей Евразии, олово встречается гораздо реже и встречается только в определенных геологических месторождениях.
 
«Поиск олова был большой проблемой для доисторических государств. Таким образом, большой вопрос заключался в том, как эти крупные империи бронзового века питали свой огромный спрос на бронзу, учитывая долгие и мучительные усилия, чтобы добыть олово как такой редкий товар. Исследователи пытались объяснить это на протяжении десятилетий», — сказал Фрачетти.
 
Корабль Улубурун добыл самую большую в мире коллекцию необработанных металлов бронзового века из когда-либо найденных - достаточно меди и олова для производства 11 метрических тонн бронзы высочайшего качества. Если бы он не был потерян в море, этого металла хватило бы, чтобы вооружить почти 5000 солдат бронзового века мечами, «не говоря уже о большом количестве винных кувшинов», — сказал Фрачетти.
 
«Нынешние находки иллюстрируют сложную международную торговую операцию, в которой участвовали региональные оперативники и участники из различных социальных слоев, которые производили и торговали основными товарами из твердой земли на протяжении всей политической экономики позднего бронзового века от Центральной Азии до Средиземноморья», — сказал Фрачетти.
 
В отличие от рудников в Узбекистане, которые были созданы в сети небольших деревень и мобильных скотоводов, рудники в древней Анатолии в эпоху поздней бронзы находились под контролем хеттов, имперской глобальной державы, представляющей большую угрозу Рамзесу Великому. Египта, объяснил Йенер.
 
Результаты также показывают, что жизнь 2000 с лишним лет назад не сильно отличалась от сегодняшней. Царства возникали и падали, климатические условия менялись, и новые народы мигрировали по Евразии, потенциально нарушая или перераспределяя доступ к олову, которое было необходимо как для оружия, так и для сельскохозяйственных орудий.
 
«Используя изотопы олова, мы можем изучить каждое из этих археологически очевидных нарушений в обществе и увидеть, что связи были разорваны, сохранены или переопределены. У нас уже есть анализ ДНК, чтобы показать родственные связи. Керамика, погребальные обычаи и т. д. иллюстрируют передачу и связь идей. Теперь, используя изотопы олова, мы можем задокументировать связь междугородних торговых сетей и их устойчивость».
 
Текущие результаты исследований разрешают многолетние споры о происхождении металла на затонувшем корабле Улубурун и евразийском обмене олова в позднем бронзовом веке. Но есть еще больше подсказок для изучения.
 
После того, как они были добыты, металлы обрабатывались для отправки и, в конечном итоге, переплавлялись в стандартные формы, известные как слитки, для транспортировки. Отличительные формы слитков служили визитной карточкой для торговцев, чтобы узнать, откуда они произошли, сказал Фрачетти.
 
Многие из слитков на борту корабля «Улубурун» имели форму «бычьей шкуры», которая, как ранее считалось, была произведена на Кипре. Однако текущие находки предполагают, что форма бычьей шкуры могла возникнуть дальше на восток. Фракетти сказал, что он и другие исследователи планируют продолжить изучение уникальных форм слитков и того, как они использовались в торговле.