Подвески из могил каменного века оказались сделаны из человеческих костей


Фото из открытых источников
Несколько маленьких тонких подвесок, обнаруженных в могилах каменного века на острове в российском озере более 80 лет назад, были переосмыслены после того, как археологи повторно проанализировали находки с помощью методов химического дактилоскопирования.
 
«К нашему удивлению, сырьем для некоторых образцов оказалась человеческая кость», — пишут в опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports статье археолог Кристина Маннермаа из Хельсинкского университета в Финляндии и ее коллеги.
 
Маннермаа была частью группы, ответственной за еще одно знаковое исследование культуры каменного века, в ходе которого были обнаружены останки ребенка, чья тщательно продуманная могила (на территории современной Финляндии) была покрыта перьями и мехом.
 
Этот последний рассказ о древнем погребальном инвентаре раскрывает другую часть жизни каменного века, сохранившуюся после смерти; это говорит о том, что люди, жившие тысячи лет назад, считали свою жизнь относительно такой же важной, как и жизнь окружающих их животных.
 
Костяные подвески были найдены на Южном Оленьем острове, острове на Онежском озере на северо-западе России, где находится крупнейшее в Северной Европе кладбище конца каменного века со 177 известными захоронениями.
 
Археологи впервые раскопали кладбище в 1930-х годах, но только с помощью этого последнего анализа исследователи определили происхождение фрагментов костей, превращенных в подвески, найденные в шести могилах среди декоративных зубов лосей, бобров и даже бурых медведей.
 
На протяжении более восьми десятилетий исследователи, изучавшие захоронения на острове Южный Олений Остров, упускали из виду костяные подвески из-за их непритязательности. 
 
Поскольку на более узком конце костяных подвесок вырезано не более одной или двух канавок, археологов вместо этого привлекли зубы, по которым было легче определить, к какому виду они относятся, исходя из структурных особенностей.
 
Но недавно выяснилось, что двенадцать из 37 подвесок, отправленных на повторный анализ, были сделаны из костей человека, а не животных, еще два были подвергнуты сомнению как потенциально человеческие, а шесть - неустановленного происхождения.
 
Используя масс-спектрометрию, исследователи проанализировали следы белков, сохранившихся в закопанных украшениях, чтобы показать, что треть белков была вырезана из человеческой кости; остальные были сделаны из лосиных и бычьих костей.
 
Подвески из человеческих костей, которым более 8200 лет, являются частью долгой истории создания украшений из костей.
 
Самым ранним свидетельством использования человеческой кости для изготовления украшений является коллекция перфорированных зубов, найденная во Франции и датированная примерно 35 000 лет назад, вероятно, оставленная ориньякцами, которые в то время перемещались по Европе. Подвески из человеческих зубов более позднего времени также были обнаружены в Дании, Германии, Турции, Латвии и Чехии.
 
Хотя костяные подвески из Южного Оленьего Острова плохо сохранились, фрагментированы и стерты по краям, спиральные изломы кости позволяют предположить, что они были изготовлены из свежей кости, а не из старых погребений.
 
Далеко в Мексике были обнаружены остатки музыкальных рашпилей, сделанных из человеческих костей, со следами порезов на костях, указывающими на то, что они были взяты из свежих трупов, возможно, принесенных в жертву. На костяных подвесках Южного Олений Острова подобных признаков ритуального каннибализма обнаружено не было, но полностью исключать его также нельзя.
 
Подвески из человеческих костей также ничем не украшались; они были грубо обработаны и неотличимы от тех, что сделаны из костей животных, пока последний анализ не выявил их истинное происхождение.
 
Тот факт, что человеческая кость рассматривалась как сырье, как и любой другой, может указывать на то, что животные и люди были очень тесно переплетены в мировоззрении людей каменного века, предполагает Маннермаа.
 
Если тип кости, используемой для изготовления подвесок, не имел большого значения, то, возможно, люди, которые их вырезали, не видели большой разницы между людьми и животными.
 
«Использование костей животных и человека вместе в одном и том же украшении или одежде могло символизировать способность людей превращаться в животных в своем уме, в дополнение к этому они верили, что животные способны принимать человеческий облик. Мы знаем, что такое размытие форм и границ было и остается частью мировоззрения коренных народов», - подытожила Маннермаа.