Ученые раскопали лепешки возрастом 70 000 лет и раскрыли секреты древних диет

Ученые считают, что они сделали увлекательное открытие, раскрывающее некоторые скрытые детали диеты неандертальцев около 70 000 лет назад. Они обнаружили остатки того, что считается старейшей в мире лепешкой, приготовленной неандертальцами в предгорьях Ирака. Обугленные останки были извлечены из пещеры Шанидар — жилища неандертальцев примерно в 500 милях к северу от Багдада. По словам археологов, находки, опубликованные в журнале Antiquity, впервые показывают, что хлеб был частью рациона этих видов гоминидов.

Крис Хант, профессор культурной палеоэкологии в Ливерпульском университете Джона Мура, который является одним из авторов исследования, сказал: «Старый стереотип состоит в том, что неандертальцы были менее умны, чем современные люди, и что их диета в основном основывалась на мясе».

Но новые находки стали первым реальным свидетельством сложной кулинарии — и, следовательно, пищевой культуры — среди неандертальцев». Остатки пищи были найдены в одном из многочисленных очагов в пещерах Шанидар.

По словам исследователей, образцы показывают наличие орехов, бобовых и семян, что указывает на то, что неандертальцы тоже любили ароматизировать свою пищу.

«Это, безусловно, самые старые из известных лепешек — нет никаких признаков пузырей, вызванных дрожжами, поэтому они были пресными. Похоже, что неандертальцы измельчали или измельчали, затем замачивали смесь дикорастущих зерен и трав, диких бобовых, включая дикую чечевицу, дикие фисташки и, иногда, семена дикой травы и фрагменты травяного гороха, а затем готовили полученную смесь на горячих камнях», - сказал профессор Хант.

Он сказал, что неандертальцы не удаляли семенные оболочки с гороха — задача, которую легко выполнить. По словам профессора Ханта, это говорит о том, что неандертальские повара думали об ароматах при приготовлении пищи.

Он пояснил, что находка стала первым свидетельством того, что неандертальцы ели хлеб. Ранее уже было известно, что они ели дикие бобовые, дикие зерна и орехи, потому что их обугленные останки иногда находили в неандертальских очагах. Также ранее не было подтвержденных свидетельств того, что неандертальцы приправляли свою еду, хотя предположения такие были. Ведь поскольку они жарили мясо на костре, то понимали, что еще могло улучшать вкус.

Исследователи использовали устройство, известное как сканирующий электронный микроскоп, для анализа обугленных остатков пищи на микрометровом уровне. Изображения крупным планом позволили понять, как готовилась еда.

Основываясь на своих выводах, команда смогла нарисовать картину того, как неандертальцы готовили бобовые, которые, естественно, имеют горький вкус из-за определенных соединений, присутствующих в семенной оболочке, таких как дубильные вещества и алкалоиды.

Доктор Серен Кабукку из Ливерпульского университета, который является ведущим автором этого исследования, сказал: «Их подготовка путем замачивания и выщелачивания с последующим толчением или грубым измельчением устранит большую часть горького вкуса».

По словам профессора Ханта, их работа также позволяет заглянуть в кулинарную и кочевую жизнь неандертальцев, живущих в пещерах Шанидар.

«Похоже, что они путешествовали большими семейными группами по 10-15 человек, следуя за стадами пасущихся животных от равнин центрального Ирака, где они провели зиму, весной в Загрос вокруг Шанидара, а затем выше в горы. летом перед возвращением на равнины через Шанидар осенью. Пещеры были удобными остановками в этих путешествиях», - отметил профессор.