Ученые нашли в янтаре мохнатую улитку возрастом 99 миллионов лет

Недавно обнаруженный вид волосатой наземной улитки был найден прекрасно сохранившимся в куске мезозойского янтаря возрастом 99 миллионов лет. Пушистый моллюск был назван Archaeocyclotus brevivillosus, происходящим от латинского «brevis», что означает «маленький», и «villōsus», что означает «волосатый». Статья с описанием открытия была опубликована в журнале Cretaceous Research.

Образец был впервые собран до 2017 года на янтарном руднике в долине Хукаунг в Бирме. При наблюдении с использованием комбинации классической микроскопии и трехмерной рентгеновской микрокомпьютерной томографии улитка имеет размеры 26,5 миллиметров в длину, 21 миллиметр в ширину и 9 миллиметров в высоту с тонкими волосками в 150-200 микрометров в длину вдоль раковины.

Из восьми видов семейства Cyclophoridae, которые были собраны из бирманского янтаря, у шести были обнаружены эти пушистые раковины. Эти тонкие волоски, образованные из самого верхнего белкового слоя раковины, нередко встречаются на раковинах как современных, так и вымерших наземных улиток из нескольких разных семейств. Конвергентная эволюция этих отдельных семейств предполагает значительное эволюционное преимущество наличия волосатой оболочки.

«Они могли бы улучшить способность животных лучше цепляться за стебли или листья растений — то, что уже наблюдалось у современных улиток», — объясняет доктор Адриенн Джохум из Научно-исследовательского института Зенкенберга и Музея естественной истории во Франкфурте.

Кроме того, считается, что волоски играют роль в терморегуляции, позволяя каплям воды прилипать к панцирю. Возможно, они также помогали в предотвращении эрозии из-за кислой почвы и опавших листьев, служили формой маскировки и, возможно, даже играли роль в выборе партнера.

Наличие таких волосков у большинства видов циклофорид, обнаруженных в меловом бирманском янтаре, предполагает, что это предковое состояние наземных улиток. Волосы, возможно, даже сыграли роль в оземлении группы в мезозойский период, когда улитки перешли из воды на сушу между 252 и 66 миллионами лет назад.

Стоит отметить, что мьянманский янтарь играет огромную роль в сохранении древних видов в среде, идеально подходящей для распада органического материала. Более 2000 уникальных видов мелового периода были найдены сохранившимися в мьянманском янтаре, в том числе необычная живородящая улитка с ее только что родившимися детенышами.

Эти подробные сохранности позволяют исследователям заполнить пробелы в летописи окаменелостей и изучить уникальные физические особенности давно вымерших образцов.