Недра Марса могут быть идеальными для бактерий

Вероятность найти жизнь на Марсе с новым открытием ученых немного возросла. Исследователи, работа которых была опубликована в журнале Astrobiology, обнаружили, что некоторые бактерии могут выживать в холодных и сухих условиях, подвергаясь бомбардировке радиацией в течение миллионов лет. Выносливость обитающих на Земле видов Deinococcus radiodurans обусловлена их невероятной генетикой, благодаря чему их уверенно можно назвать «самой радиационно-устойчивой формы жизни». Это может иметь значение как для поиска жизни на Марсе, так и для предотвращения проникновения земной жизни на Красную планету.

Марс — мир суровый. Без магнитного поля и с разреженной атмосферой поверхность постоянно бомбардируется высокоэнергетическими частицами и ультрафиолетовыми лучами. Этого достаточно, чтобы убить большинство бактерий с самого начала, но вдобавок ко всему планета очень холодная и очень сухая.

В марсианской атмосфере нет проточной воды или значительного количества воды, поэтому клетки и споры высохнут. Также известно, что температура поверхности Марса примерно аналогична температуре сухого льда, поэтому он действительно глубоко заморожен.

Deinococcus radiodurans был обнаружен в консервных банках с мясом в 1956 году после того, как он выдержал дозы радиации, обычно достаточно высокие для стерилизации, и получил прозвище «Конан-бактерия». Чтобы проверить его способность к выживанию, исследователи подвергли образцы микроорганизмов воздействию гамма-излучения и протонов. В условиях Марса, где бактерии высушивают, замораживают и глубоко закапывают, D. radiodurans может выдерживать 140 000 Грей радиации. Это доза на 28 000 больше, чем та, которая убивает среднего человека.

На поверхности Марса эта бактерия погибла бы в считанные часы. Однако всего на 10 сантиметров ниже продолжительность ее жизни увеличится до 1,5 миллиона лет. А на глубине 10 метров исследователи оценивают ее выживание в 280 миллионов лет.

Конечно, D. radiodurans, погребенные в марсианских недрах, не могли находиться в состоянии покоя в течение примерно 2–2,5 миллиардов лет с тех пор, как на Марсе исчезла проточная вода, ведь в любом случае такая марсианская среда регулярно изменяется и тает из-за ударов метеоритов. Периодические изменения могли привести к репопуляции и расселению. Тем не менее, если на Марсе жизнь когда-либо все же существовала, то даже при отсутствии сейчас ее жизнеспособных форм, вирусы и макромолекулы должны были бы выжить гораздо дольше. А это увеличивает вероятность того, что когда-нибудь в будущих миссиях удастся обнаружить марсианскую жизнь. Будущие миссии могут исследовать недра Марса напрямую и даже найти биологические доказательства, если там эволюционировали какие-то устойчивые формы жизни.