Самая старая известная карта звезд найдена спрятанной внутри средневековой рукописи

Самая старая карта звезд, составленная древнегреческим астрономом Гиппархом около 129 г. до н.э., была известна только по ссылкам в более поздних работах, но исследователи обнаружили отрывки из древней рукописи, которая является «самой авторитетной на сегодняшний день».

Просматривая фотографии древней рукописи, историк обнаружил то, что считается самой старой известной картой звезд. Карта может быть работой греческого астронома Гиппарха (190–120 гг. до н. э.), который нанес на карту звезды за столетия до любых других известных попыток, и чей давно утерянный звездный каталог искали на протяжении веков.

Рукопись была найдена в греческом православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове в Египте и содержала сирийские тексты 10-11 веков (сейчас принадлежит Музею Библии в Вашингтоне, округ Колумбия). Однако тексты были написаны на пергаменте, который был очищен и повторно использован, и считалось, что под ним содержатся более старые христианские тексты.

В 2012 году доктор Питер Уильямс из Кембриджского университета поставил перед студентами задачу изучить страницы. Просматривая тексты, один студент нашел отрывок на греческом языке, который часто приписывают астроному и эрудиту Эратосфену.

После открытия страницы были повторно проанализированы с использованием мультиспектральной визуализации, фотографирования страниц в различных длинах волн света, прежде чем использовать алгоритмы для объединения изображений таким образом, чтобы улучшить скрытый текст, который был перезаписан в 10-11 веках.

Просматривая фотографии текста, в котором были обнаружены мифы, объясняющие происхождение звезд Эратосфеном, записанные в пятом или шестом веках, Уильямс заметил часть сценария, которая заставила его связаться со специалистами французского Национального научно-исследовательского центра (CNRS) в Париже. Оказалось, что он нашел координаты древней звезды.

Поскольку планета слегка качается вокруг своей оси при вращении (примерно 26 000-летний цикл, известный как прецессия), то, как звезды появляются на ночном небе, смещается примерно на 1 градус каждые 75 лет. Это означает, что, используя современные карты ночного неба и моделируя обратное, исследователи смогли увидеть, когда были сделаны первоначальные наблюдения. Команда обнаружила, что предоставленные координаты звезд соответствуют примерно 129 г. до н.э., когда работал Гиппарх. Правда, как пояснили ученые, хорошо разборчивы только координаты созвездия Северной Короны.

Об этом астрономе известно немногое, только то, что он родился в Никее, городе в районе Вифинии в Малой Азии (современная Турция), и, как говорят, умер на Родосе. Гиппарх много писал о космосе, черпая вдохновение у философов-досократов, Аристарха Самосского, Эратосфена и Архимеда Сиракузского, а также из вавилонских и египетских источников.

Все его сочинения, за исключением одного, утеряны и упоминаются только в сообщениях из вторых рук, в частности, в Альмагесте, написанном Птолемеем во 2 веке нашей эры, который ранее был древнейшей из когда-либо найденных карт космоса. составлен через 300 лет после смерти Гиппарха.

Единственная сохранившаяся работа Гиппарха - это астрономическая поэма, в которой описываются звездные созвездия, а информация о координатах совпадает с информацией, раскрытой в документе.

Ученые веками искали звездный каталог Гиппарха. В древних текстах упоминается Гиппарх, наносящий на карту звезды, но никаких предыдущих транскрипций этой работы найдено не было, а некоторые предполагают, что ее, возможно, не существовало. Известный астроном Тихо Браге предположил, что Птолемей украл работу Гиппарха, прежде чем обвинить Птолемея в фабрикации других наблюдений.

Команда считает, что координаты нескольких основных созвездий, обнаруженных в более поздних работах, также должны были быть получены от Гиппарха, но данные свидетельствуют о том, что Птолемей не украл координаты Гиппарха, в основном потому, что работа Гиппарха была намного точнее, чем работа Птолемея.

«Новый фрагмент делает это намного, намного яснее», — говорит Матье Оссендривер, историк астрономии из Свободного университета Берлина. «Этот звездный каталог, который витал в литературе как почти гипотетическая вещь, стал очень конкретным».

Исследователи считают, что первоначальный список Гиппарха, как и список Птолемея, включал наблюдения почти за каждой видимой звездой на небе. Поскольку телескопов еще не существовало, Гиземберг предположил, что древнегреческий астроном, вероятно, использовал визирную трубу, что потребовало бы «бесчисленных часов работы».

Команда надеется, что метод визуализации будет использоваться в дальнейших текстах, в том числе в тысячах других повторно используемых пергаментов в библиотеках по всей Европе, что, возможно, позволит выявить больше звездных координат для изучения.