Science Advances: колебания уровня кислорода 1 млрд лет назад могли ускорить эволюцию животных

Периодические изменения условий окружающей среды создали такое эволюционное давление, при котором некоторые формы жизни могли исчезнуть, а на их месте появились новые. Исследование ученых из Университета Лидса на эту тему опубликовано в журнале Science Advances.

Исследование, в частности, показало, что миллиард лет назад уровень кислорода в земной атмосфере очень сильно колебался. Такие изменения стали причиной ускоренной эволюции первых млекопитающих.

Считается, что, когда кислород впервые попал в атмосферу, а это произошло более 2 миллиардов лет назад, он развивался в три этапа. Первый этап получил название Великого окисления. Второй – начался около миллиарда лет назад и продолжался примерно 500 миллионов лет. Третий этап начался примерно 400 миллионов лет назад, именно тогда кислород достиг своего современного уровня.

И вот что и как происходило во время второго этапа, так называемой неопротерозойской эры, неизвестно. Но именно тогда появились первые виды животных. Ученые попробовали прояснить этот вопрос.

Они сделали замеры различных изотопов углерода в известняковых породах, которые были получены из мелководных океанов. Также был рассчитан фотосинтез и уровень кислорода в атмосфере. В итоге им удалось воссоздать уровень кислорода в атмосфере за последние 1,5 миллиарда лет.

До этого ученые считали, что после Великого окисления уровень кислорода был низким и увеличился уже непосредственно перед появлением первых животных. Еще вариант – уровень кислорода был уже высоким на протяжении нескольких миллионов лет до появления животных.

Новое же исследование показало несколько другой сценарий. Ученые установили, что уровень кислорода был намного более динамичным. Колебания между верхом и низом существовали задолго до появления первых форм животной жизни. Оказалось, что в океанской среде, где жили первые животные, было достаточно кислорода, а затем наступили периоды, когда его не было. Это периодическое изменение условий окружающей среды создало эволюционное давление, при котором некоторые формы жизни могут вымирать и появляться новые.