Исследователи предполагают, что Рене Декарт стал жертвой взрыва черепа, а череп в Париже — мошенничество


Фото из открытых источников
По словам одной группы исследователей, череп французского философа Рене Декарта мог быть наполнен горохом в соответствии со старой практикой, известной как «взрыв черепа». Декарт, прославившийся «Я мыслю, следовательно, существую», вскоре после смерти переживал не самые лучшие времена. Это не лучшее время для всех, но, когда Декарт скончался в 1650 году, его телу пришлось иметь дело с довольно большим количеством воров. Сначала он был похоронен на католическом кладбище в Стокгольме, а затем в 1666 году его перевезли на Сент-Женевьев в Париже.
 
В 1790-х годах тело Декарта снова выкопали в попытке защитить его от бойни Французской революции. Однако когда осмотрели останки, то обнаружили только большеберцовую кость, части черепа и бедренную кость. Сообщается, что археолог и коллекционер, откопавший его, Александр Ленуар, не теряя времени, превратил оставшийся небольшой фрагмент черепа в кольца.
 
Что случилось с остальными останками философа, оставалось загадкой. Когда его перезахоронили в 1819 году, пропавший череп заметили люди, в том числе химик Йонс Якоб Берцелиус. Позже Берцелиус узнал о черепе, который предположительно принадлежал Декарту, еще в Швеции, выследил его и купил у владельца, чтобы вернуть во Францию.
 
«Берцелиус никогда не сомневался в его подлинности, — написала в 2020 году группа из Лундского университета, как раз и ставящая под сомнение эту самую подлинность, — поскольку имена шести человек, некоторые из которых были выдающимися шведскими учеными и предположительно были предыдущими владельцами черепа, были начертаны на нем».
 
На самом деле, чтобы сделать это действительно явным, череп имел надпись на лбу «череп Декарта, снятый Ж. Фр. Планстрем, 1666 год, время, когда тело возвращали во Францию». Он был одним из людей, которым было поручено охранять труп Декарта, что повышало его подлинность. С тех пор череп считается подлинным и находился в парижском Musée de l'Homme. 
 
Но, по мнению исследователей Лундского университета, череп может быть подделкой, в то время как отдельный кусок черепа, считающийся подделкой, в свою очередь, может действительно быть частью черепа Декарта. Фрагмент черепа, о котором идет речь, находится в Лунде и был подарен в 1780 году. На нем также была собственная надпись с цифрой шесть, что, по мнению команды, произошло из-за того, что он был частью шести фрагментов, созданных во время взрыва черепа. 
 
«Если нам позволено строить догадки, — писали авторы, — мы знаем [...], что Планстрем страдал от сборщиков долгов. Возможно, фрагментация черепа и продажа нескольких реликвий были попыткой увеличить прибыль».
 
Взрыв черепа — это старый метод разделения отдельных костей человеческого черепа либо для продажи на более мелкие части, либо для изучения. По сути, метод заключается в том, чтобы взять череп и заполнить его расширяющимся зерном или сушеным горохом, а затем наполнить его водой, чтобы расширяющиеся зерна и давление сделали свое дело. 
 
Как бы то ни было, исследование, проведенное в 2014 году, показало, что сушеный нут был самым быстрым способом взорвать череп, превосходя бобы мунг с отрывом и легко побеждая другие доступные. 
 
Исследователи из Лундского университета считают, что владельцы парижского черепа, скорее всего, ненастоящие. Например, одним из перечисленных владельцев  был епископ по имени Улоф Цельсий. Они пишут, что, согласно современным описям, он принадлежал не ему, а его жене Андреетте Катарине Цельсий, и ей принадлежал скорее фрагмент черепа, чем весь. Андреетта пожертвовала фрагмент, который сейчас находится в Лунде, и право собственности так и не перешло к Олофу.
 
Команда добавляет, что «по крайней мере одна из двух надписей «Андерс Антон фон Штирнеман 1751» и «Аркенгольц» должна быть ложной, поскольку последняя указала, что он купил свой кусок черепа только в 1754 году, и поскольку известно, что фон Штирнман владел своим произведением до своей смерти в 1765 году». 
 
«Надписи, найденные на парижском черепе, явно противоречат информации, предоставленной почти всеми более ранними историческими источниками», — утверждают они.
 
Команда считает, что фрагмент Лунда, скорее всего, является подлинным и гораздо лучше сочетается с другими историческими документами и записями о фрагментах черепа Декарта, проданных частным коллекционерам в 18 веке. Они считают, что единственный способ выяснить это — провести анализ ДНК конкурирующего черепа и фрагмента, сравнив его с родословной Декарта, или, что еще лучше, восстановить кость его пальца для сравнения.