Одомашнивание животных навсегда изменило здоровье человека – и не в лучшую сторону


Фото из открытых источников
Человеческая цивилизация в том виде, в котором мы ее знаем, не существовала бы, если бы не сельскохозяйственные животные. Но, как оказалось, одомашнивание животных напрямую было связано и со многими серьезными болезнями в истории человечества. 
 
Впервые учёные нашли прямые доказательства того, что одомашнивание и разведение домашнего скота совпало с ростом заболеваний, передаваемых животными, таких как чума (Yersinia pestis) и возвратный тиф, передающийся вшами (LBRF). Новое исследование опубликовано в журнале biorxiv.
 
Археологи давно подозревали, что, когда около 12 000 лет назад кочевые охотники-собиратели Евразии начали селиться в крупные скотоводческие общины, риск передачи патогенов от животных к человеку увеличился.
 
Недавние достижения в анализе древней ДНК наконец позволили экспертам проверить эту гипотезу.
 
Проанализировав 405 миллиардов последовательностей ДНК, собранных из 1313 древних человеческих останков со всей Евразии, международная группа исследователей под руководством геогенетика Мартина Сикоры из Копенгагенского университета идентифицировала многочисленные гены, принадлежащие микробам.
 
Их масштабный поиск ДНК патогена предоставил достаточно подробностей для 12 500-летней временной шкалы возникновения и распространения основных заболеваний человека.
 
Результаты исследования команды еще не прошли рецензирование, но, согласно предварительной публикации, значительная часть этих микробов поступила из внешних источников, таких как животные.
 
В то время как многие микробы, заражающие людей, оставались стабильными на протяжении всего периода выборки, зоонозные заболевания, при которых возбудители передаются человеку от животных или наоборот, были обнаружены только примерно 6500 лет назад.
 
Фактически, бактерия, вызывающая чуму, которая также живет у мелких грызунов и блох, и патоген, вызывающий LBRF, который живет у вшей, не обнаруживались в человеческих останках примерно 6000 лет назад – времени, которое в целом совпадает с переход от общества охотников-собирателей к земледельческому обществу.
 
С этого момента ДНК зоонозных микробов постоянно обнаруживалась в геномах исследованных древних человеческих останков.
 
Рост заболеваемости зоонозами является не только результатом прямого взаимодействия человека и животных. Это также может быть связано с тем, что по мере увеличения плотности населения в человеческих сообществах уровень гигиены ухудшался, а количество таких вредителей, как грызуны, блохи, вши и клещи, увеличивалось.
 
Например, вспышки LBRF исторически связаны с плохими условиями жизни и гигиеной.
 
«Таким образом, наши результаты предоставляют первые прямые доказательства эпидемиологического перехода повышенного бремени зоонозных инфекционных заболеваний после появления сельского хозяйства в исторические времена», - заключают Сикора и его коллеги.
 
Сегодня зоонозные заболевания составляют более 60 процентов вновь возникающих инфекционных заболеваний, однако еще тысячелетия назад такие микробы были новым опытом для людей.
 
Ранние общества в евразийских степях, которые подверглись воздействию зоонозных патогенов раньше других, могли иметь большое преимущество. Эти скотоводческие общины не только имели доступ к регулярным источникам мяса и молочных продуктов, но и их тела имели время приспособиться к новым патогенам животных.
 
Сикора и его коллеги обнаружили всплеск частоты обнаружения ДНК зоонозных микробов в человеческих останках по всей Евразии, произошедший около 5000 лет назад.
 
Это говорит о том, что, когда примерно в это же время степные скотоводы мигрировали в новые регионы, принося с собой свои знания в области сельского хозяйства, они также принесли с собой свои зоонозные заболевания.
 
«Вполне возможно, что степные скотоводы в результате длительного постоянного контакта с животными могли выработать некоторый иммунитет к определенным зоонозам и что их распространение распространило эти болезни на запад и восток», - предполагают авторы. «Следовательно, генетическому перевороту в Европе могли способствовать эпидемические волны зоонозных заболеваний, прокатившиеся по континенту».
 
Если это правда, то многие люди в Европе, вероятно, погибли в результате миграции людей, что отражает то, что произошло позже с коренными народами в других частях мира во время европейской колонизации. Со временем, когда человеческие сообщества в Евразии стали более плотными, зоонозные патогены начали распространяться, превращая эндемические вспышки в эпидемии.
 
Бактерия, вызывающая чуму, которая может жить у лошадей, крупного рогатого скота и овец, вызвала свою первую эпидемию в Римской империи около 540 г. н. э. Недавний геномный анализ также предполагает, что Y. pestis существовал на более низких, относительно постоянных уровнях с 5700 лет назад до примерно 2700 лет назад.
 
В средние века чума была массовой смертью. Всего на трех средневековых кладбищах в Дании исследователи обнаружили 11 из 39 человек, страдавших от этой болезни на момент смерти.
 
Для сравнения, LBRF достиг своего пика около 2000 лет назад, когда активность чумы практически не обнаруживалась. Исследователи подозревают, что оно распространилось в результате повышенной скученности и плохой гигиены, войны, вынужденной миграции, бедности или голода.
 
Хотя необходимо провести дополнительные исследования, чтобы понять, почему произошли эти вспышки, команда утверждает, что их карта предоставляет «убедительные доказательства» того, что серьезный сдвиг в образе жизни человека тысячи лет назад в конечном итоге привел к увеличению зоонозных инфекционных заболеваний, «что оказало глубокое влияние на глобальное здоровье и история человечества на протяжении тысячелетий и продолжаются сегодня».