Михаил Макогон: "Банальность глупости" - «Мнения»

Михаил Макогон: "Банальность глупости" - «Мнения»

 

"Наверное, самый важный итог десятилетия. С начала 2012 года идет вполне непрерывный процесс: нарастание валового объема глупости именем государства - с одной стороны, толерантность к ним общества - с другой. Протесты одним из своих следствий имели перманентную попытку государства состряпать какую-то контрафактную идеологию. На этом месте надо заметить, что для режимов нашего типа идеология не просто невозможна, но противопоказана. Внятная идеология - весьма жесткая рамка, которая, во-первых, мощный инструмент воздействия на общество, но, во-вторых, ограничитель самого государства", - пишет обозреватель на своей странице в Facebook.

"Тебе приходится хотя бы убедительно делать вид, что исповедуешь то, что проповедуешь. Да, линия партии может изгибаться с большой амплитудой, но нельзя с утра строить коммунизм к 80 году, а к обеду уже развивать малый бизнес. Полет с непредсказуемой траекторией, когда ничто не мешает строить пропаганду на ужасах 90-х и тут же, со всей возможной федеральной помпой, открывать совершенно апологетический этим 90-м "Ельцин Центр" - вполне фундаментальный инструмент. Обмен орденами председателя КПРФ с предстоятелем РПЦ - не баг, но фича.

Но вы понимаете о чем я. С 2012 года номенклатурная вертикаль, от президента - до последней муниципальной тетки, каждый в меру эрудиции и собственной испорченности, отправились в разные стороны на поиски "традиционных ценностей". Какого-то пропагандистского Франкенштейна, от которого было б можно плясать в общих чертах.

Какие "традиционные ценности" в стране, которая в человеческих годах, еще институт не кончила? Куда консервироваться?

Свелся процесс к представлению аудитории "Одноклассников" обо всем хорошем (православие, СССР, самодержавие, социализм, народность, Сталин, Победа) против всего плохого (геи, Запад, наркотики, рэп). К очень сложному концепту из советской ностальгии, изоляционизма, "Сибирского цирюльника" и культа ВОВ. Каждый исполнитель, от министра - до директора школы был волен выдергивать из которого кусочки по необходимости.

Первые тому проявления - запреты фильмов и спектаклей, блокировки сайтов с рецептами зелий для онлайн-игр, "дело Pussy Riot", закрытие программ и фондов борьбы с ВИЧ, правозащитных организаций в порыве нравственной битвы - влекли большие скандалы. Мы реагировали на это, писали про это, протестовали.

Но с годами глупость обратилась в компонент реальности. Обсуждаемые прецеденты, значимые эксцессы - это уже не глупость, которая ожидаема в 99% случаев, это тот 1%, когда она, почему-то, не случилась или откатилась: прекратили уголовное преследование рэпера, разблокировали сайт, таки выдали фильму прокатное удостоверение.

Вынужденный отъезд комика Долгополова - это не новость, большой новостью будет когда он без проблем вернется. "Кролик Джоджо" получил 6 номинаций на "Оскар". Материнская его студия - "Фокс", ныне в руках "Диснея". Российские прокатчики "Диснея" и "Фокса" (WDSSPR и "Двадцатый век Фокс СНГ") традиционно кроют всех остальных как бог черепаху. У них в сумме когда 35-40%, а когда и под 60% валовых сборов, из отечественных только ЦПШ там может как-то огрызаться.

И что он делает? Вот этот мегамонстр проката. Даже не пытается получить удостоверение своему фильму, идущему на "Оскар". Это ж не крохотная "Вольга" со своей "Смертью Сталина", это гигант.

Но. Война, Гитлер, комедия, нацизм, холокост - в сумме обязательно дадут государственную глупость. Будет скандал. Что местные менеджеры уже хорошо понимают и сознательно на него не идут. Глупость до того повседневна, что с ней научились жить. Российское государство обязательно поведет себя как пьяный сосед в приступе "ты меня уважаешь?" - все это знают, все с этим живут.

К слову сказать, "Кролик Джоджо" вышел совершенно дивным. В чем вы легко убедитесь, если не забанены в торрентах".