День памяти благоверных князей Бориса и Глеба православные чтят 6 августа


Источник фото: azbyka.ru
Шестого августа все православные христиане отмечают большой праздник – день святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. При крещении они получили имена, соответственно, Романа и Давида. Они оказались первыми русскими святыми, которые были одновременно канонизированы Русской православной церковью и Константинопольским патриархатом. Святые были младшими сыновьями равноапостольного князя Владимира.


История дня памяти благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида


Так как Глеб и Борис были детьми князя Владимира, принесшего на Русь христианство, их воспитание проходило в уважении к Церкви и Богу. Старший из них, Борис, получил хорошее образование. Его часто замечали за изучением Священного Писания, а также других известных работ, написанных святыми отцами. Особенно ему нравились жития святых. Под влиянием освоенной литературы Борис пожелал вести жизнь, которая бы соответствовала подвигу Божьих угодников. По этой причине он много времени посвящал молитве, чтобы получить благословение Господа.

Святому Глебу с ранних лет повезло быть воспитанным вместе с братом. По этой причине он полностью поддерживал желание кровного родственника посвятить всю свою жизнь служению Господу. Каждый из братьев выделялся добрым сердцем и любовью к окружающим. Таким образом, они старались идти по пути равноапостольного великого князя Владимира, который при жизни постоянно помогал нищим, нуждающимся и страждущим.

Святого Бориса в период правления его отца отправили в город Ростов, где ему требовалось доказать умение управлять крупным населенным пунктом. При руководстве княжеством он отличался кротостью и мудростью, способствуя продвижению православной веры среди населения. Это было особенно важно в период борьбы с язычеством. Вместе с тем, Борис требовал от подчиненных ведения благочестивого образа жизни. В юном возрасте князь успешно проявил себя в качестве храброго воина. Князь Владимир, уже будучи на смертном одре, пригласил Бориса в Киев, чтобы тот пошел огромным войском против печенегов.

В то же время, шли непростые времена, когда все сыновья понимали все тяготы предстоящей борьбы за престол. Еще один сын, которому пророчили место великого князя, Святополк посчитал, что Борис неискренен и попытается вскоре захватить власть. Он решил хитростью избавиться от ненужного ему соперничества, ведь родного брата поддерживали войска и население. Для этого Святополк отправил убийц к Борису. Верные Борису люди заранее оповестили его о коварном плане брата. Тем не менее, он решил не укрываться от подлецов и встретил их с честью, приняв смерть, как поступали ранее и другие мученики в эпоху первых веков становления христианства. Убийцы лишили его жизни в момент, когда Борис молился на утрене в воскресенье, 24 июля 1015 года, согласно старому стилю. Таким образом, он умер неподалеку от речки Альта, в собственном шатре.

Добившись смерти своего популярного среди народа брата, Святополк обратил внимание на князя Глеба, в котором он также видео угрозу. Он позвал родного брата на встречу, вызвав его из города Мурома, где тот правил. Навстречу ему он вывел дружинников, которым был дан приказ убить Глеба в пути к столице. На тот момент князь Глеб уже был уведомлен о смерти отца — Владимира, и ему уже донесли о предательском убийстве его брата, князя Бориса. Но даже пребывая в глубокой скорби и намерениях брата, Глеб предпочел смерть, ведь понимал, что в противном случае начнется война, в которой погибнет много русского народа. Возле реки Смядыни состоялась встреча Глеба с его убийцами. Таким образом, он, понимая свою участь, умер неподалеку от Смоленска.

Из этой истории можно понять, что каждый из страстотерпцев свою жизнь возложил на алтарь любви, к чему призывает христианская вера. Ведь в Библии сказано, что нельзя любить Бога, но ненавидеть своего брата. Таков удел исключительно лжецов. Святые братья совершили поступок, который был непонятен для многих жителей Киевской Руси, где тогда по-прежнему было распространено язычество, а православие делало лишь первые шаги. На тот момент все вполне нормально воспринимали братоубийство и кровную место. По этой причине поступок убитых князей показал всем, что злом отвечать на зло нельзя, даже если отказ от ненависти приведет к смерти. В Евангелие от Матфея есть слова о том, что бояться убийц вашего тела не стоит, ведь им не подвластно убийство души.

Князья Борис и Глеб отдали свои жизни лишь для соблюдения послушания. Они заплатили самую большую цену, чтобы соблюсти основы духовной жизни человека и существования всего общества. По мнению Нестора Летописца, который пытался охарактеризовать поступок первых славянских мучеников, так была проявлена покорность старшему брату. Если бы их выбор оказался другим, вряд ли они бы были удостоены такого Божьего дара и почтения на века. Даже в годы жизни Нестора Летописца юные князья уже не были покорны старшим, поэтому братоубийство стало нормой, в результате которой погибло и государство, которое ослабло и не было в состоянии противостоять внешним агрессорам. Но даже победители в междоусобицах не могли рассчитывать на такую честь, которое удостоены усопшие мученики.

Традиции и обычаи


Наши предки в этот день старались выбраться в лес, ведь период считался идеальным для сбора даров леса. Старались собрать как можно больше малины, смородины, черники, калины и голубики, из которых делали варенье, пироги и компоты. Также запасалась сушка на зиму. Можно было запасаться березовыми вениками для бани. Шестое августа выделялось и своей погодой. Так, в этот день часто наблюдались грозы, поэтому древние славяне старались не планировать полевых работ в это время. Считалось, что высока вероятность пожаров по причине молний, которые часто устремлялись в стога.

К святым братьям-мученикам православные христиане обращались, прося у них помощи в уборке урожая хлебов. Кроме этого, они содействовали в успешном сборе ягод черемухи. В дальнейшем плоды перерабатывали, чтобы хранить в прохладном месте, пока они не пригодятся в холодную пору года. Также ягоды употребляли сырыми, варили из них компоты, варенье и отвары.