Российское вмешательство в правовую систему Запада усиливается - «Иностранная пресса»

Даниэль Митов | Euractiv


"Даже во время пандемии права человека и верховенство закона имеют значение и требуют нашего внимания. Как и многие другие, я был потрясен и разочарован, когда недавно федеральный прокурор Швейцарии решил поделиться с Россией особо существенными уликами и свидетельскими показаниями, связанными со смертью Сергея Магницкого - российского юриста, который разоблачил широкомасштабное налоговое мошенничество, организованное российскими властями в 2007 году в ущерб компании Hermitage Capital Management, на которую он работал", - пишет в издании Euractiv Даниэль Митов, бывший министр иностранных дел Болгарии.

"Это решение позволит России получить информацию для дополнения сфабрикованного судебного дела против Билла Браудера, генерального директора Hermitage Capital Management. Принятое в Швейцарии решение бросает вызов четырем резолюциям Совета Европы, членом которого является Швейцария, а также решениям Интерпола, который осудил попытки России манипулировать европейскими правовыми системами", - утверждает автор публикации.

"Это не отдельный случай, а последнее проявление тенденции, в рамках которой недобросовестное возбуждение дел российским государством и олигархами в российских судах по сфабрикованным обвинениям используется для запугивания и нанесения ущерба оппонентам и конкурентам с привлечением западных правовых систем, в том числе британской и американской, - говорится в статье. - Такие злоупотребления западными правовыми системами обычно применяются для достижения одной из трех целей: заставить критика или политического оппонента замолчать и наказать его; провести рейдерский захват (по-русски это называется рейдерство, то есть насильственный захват бизнеса с использованием незаконных методов); или свести счеты с личным врагом".

"Это всегда начинается с получения постановления российского суда против того, на кого нацелена операция. Как правило, это самая легкая часть: как показало недавнее дело Сергея Давыдова, коррупция среди судей и местных правоохранительных органов свойственна многим регионам России. Вооружившись заказным решением российского суда, агрессор затем обращается к властям или в суды западных стран, требуя принять меры против жертвы на основе российского судебного решения. Если дело в России касается (сфабрикованных) обвинений в уголовном преступлении, один из обычных вариантов - это использование договоров о взаимной правовой помощи с целью получения информации о жертве, поиска ее собственности, замораживания ее активов или даже экстрадиции жертвы в Россию", - отмечается в статье.

"Другой вариант - выдача Интерполом международного ордера на арест, который фактически обязывает правоохранительные органы во всем мире арестовать жертву и экстрадировать ее в Россию. Так было с Браудером, ордер на арест которого выписывался как минимум семь раз".

"В гражданских и экономических делах наиболее частым подходом агрессора становится обращение в соответствующий западный суд с просьбой признать решение российского суда на основе национальных или международных правил. В таком признании может быть отказано, если судья определит, что решение в России было принято обманным путем, но время и возможности у судей на Западе для таких оценок часто бывают ограничены, и иногда они предполагают, что иностранное решение правомерно, - пишет Даниэль Митов. - Одно из таких дел было связано с компанией SPI, владеющей правом на бренд водки "Столичная". Кремль захотел забрать себе права на торговую марку и поэтому, прежде всего, обеспечил решение в российском суде. Потом Кремль обратился к Нидерландам с просьбой признать принятое в России решение, чтобы распространить российский контроль над брендом на всю Европу. Эта попытка оказалась успешной: голландский суд в основном обосновал свое решение ранее вынесенным решением российского суда".

"Разумеется, не все попытки российских субъектов злонамеренно воспользоваться западными судами бывают успешными, а в некоторых случаях жертва даже может нанести ответный удар. Например, в прошлом году суд в Ирландии вынес заочное решение против физического лица и компании, вовлеченных в широко известный сговор о незаконном захвате компании "Тольяттиазот", одного из крупнейших производителей удобрений в России".

"В конечном счете, возможности злонамеренных российских игроков использовать британскую и другие западные правовые системы сильно зависит от способностей и знаний судьи в каждом конкретном случае. Когда судья осведомлен о широко распространенной коррупции в российской судебной и правоохранительной системе, риск успеха злонамеренных попыток России становится меньше. Поэтому для предотвращения использования Россией и ее агентами международного правового сотрудничества для злоупотреблений западными правовыми институтами необходимо непрерывное ориентирование со стороны властей, а также сотрудничество с правозащитными организациями и гражданским обществом", - заключает автор публикации.


Иностранная пресса о России и не только