Куда делись экологи-активисты, ложившиеся под бульдозеры? - «Экономика»

Общественные круги, озвучивающие экологические проблемы, экоактивисты и отраслевые общественные организации играют важную роль в общественной жизни любой демократической страны. Если, конечно, их борьба направлена на решение реальных проблем страны, а не служит интересам грантодателей против действующих властей. Казалось бы, охрана окружающей среды - та сфера, в которой общественные круги должны озвучить сигнал тревоги вне зависимости от того, кто у власти.

Куда делись экологи-активисты, ложившиеся под бульдозеры? - «Экономика»


НА ПРОТЯЖЕНИИ ДЕСЯТИЛЕТИЙ в Армении были довольно распространены малочисленные, но жесткие экологические акции, сопровождавшиеся не только гражданскими, но и политическими призывами. В период необратимого ущерба, нанесенного окружающей среде в 1990-е годы в результате тотальной вырубки лесов, природоохранных НПО почти не было, и при первом президенте ответственность за уничтожение десятков тысяч гектаров зеленых территорий так никто и не понес.



Между тем, в 2000-х и особенно в 2010-х годах защитники природы начали шумную борьбу, вовлекая в свои ряды все более широкие общественные слои. Вспомним экологов-активистов, предлагавших министру охраны природы выпить воду, привезенную с территории месторождения, членов Совета старейшин Еревана, пытавшихся поставить на стол мэра тару с канализационными отходами из Нубарашена. Самые отчаянные ложились под бульдозеры в сквере Маштоца, дабы спасти нескольких деревьев.



Если даже их методы или источники финансирования и реальные цели были сомнительными, все равно усилия экологов-активистов следует оценить по достоинству, поскольку таким образом можно было решить хотя бы небольшие проблемы. Например, спасти сквер Маштоца (как известно, он начал застраиваться при уже действующем мэре Айке Марутяне). Хотя, с другой стороны, в риторике и действиях защитников окружающей среды было слишком много показухи, а содержание почти отсутствовало.



Сегодня неосведомленному человеку может показаться, что за последние три с половиной года наши экологические проблемы основательно решены. Голос известных активистов и профильных НПО практически не слышен, если не считать нескольких прошлогодних локальных акций защитников Амулсара, которые, как утверждают злые языки, были инициированы отнюдь не искренней озабоченностью за сохранность природы.



Им, наверное, нужно напомнить, что в Арцахе врагу отдана территория, покрытая лесами в десятки тысяч гектаров, что истоки ряда рек перешли к Азербайджану, часть парка-заповедника "Սոսու պուրակ" также контролирует враг.



КРОМЕ ТОГО, ПРОДОЛЖАЮТСЯ разведочные работы месторождений полезных ископаемых в нескольких общинах, то есть в Сюникской и Лорийской областях темпы добычи металлов будут только расти. Это при том, что власти обещали не выдавать разрешения на эксплуатацию какого-либо нового металлического рудника, Лена Назарян - тому свидетель.



На фоне всего этого - где смелые экологи-активисты, ложившиеся под бульдозеры? Или их борьба в прошлом была сугубо политической, а не гражданской? Получается, что наше экологическое сообщество – это основанная на лжи и фальши очередная группа активистов, которая пытается спекулировать общественными проблемами, исходя из собственных интересов, либо имеет с властями какие-то договоренности…



Между тем, Арцахское движение начиналось именно с экологических требований. Еще осенью 1987 года в Ереване прошли первые уличные акции на тему "Наирита", Мецаморской АЭС, загрязнения воздуха. Спустя несколько месяцев экологам предстояло присоединиться к борьбе за Арцах. Спустя 30 лет новоиспеченные экологи фактически так и не включились в борьбу ни за охрану окружающей среды, ни за Арцах.



Давид Саркисян, "Голос Армении"