Все тенденции ведут к порабощению Армении - «Экономика»

Война с Азербайджаном не закончена, считает кандидат экономических наук, председатель Совета директоров бывшего Министерства легкой промышленности РА, переводчик Арташес Тер-Ованнисян, поясняя, что сейчас началась уже экономическая война. В ее основе будет лежать принцип, который еще несколько веков назад сформулировал автор знаменитого трактата о военной стратегии "Искусство войны", выдающийся китайский стратег и мыслитель Сунь-цзы. Одержать сто побед в ста битвах, писал он, это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения - вот вершина.

Все тенденции ведут к порабощению Армении - «Экономика»


"Как экономист, я сегодня вижу очень опасную тенденцию в Армении", - сказал г-н Тер-Ованнисян в ответ на мой вопрос, насколько вообще уместно гордиться наращиванием внешнего долга. Учитывая то, что буквально несколько дней назад премьер-министр Никол Пашинян именно как важное достижение своего правительства представил недавнее и весьма успешное, по его оценкам, размещение евробондов на сумму 750 млн долларов. Дальше он и вовсе заявил, что макроэкономическую стабильность в Армении удалось стабилизировать, поскольку "самой существенной оценкой являются подходы институциональных инвесторов, которые доверили государству и правительству Армении свои вложения".




Не радоваться надо, а кричать "SOS"




- На самом деле, все начинается с государственной философии. У Пашиняна и его команды она построена на лжи. 44 дня войны и еще два года до этого нам постоянно врали. Теперь он продолжает свою философию и уверяет, что у нас в экономике все хорошо. И это при том, что размер внешнего долга приближается к отметке 8 млрд долларов.



Я не говорю, что все это накоплено в период правительства Пашиняна. Нет, примерно 6 млрд долларов из них образовалось до этого - в течение 30 лет. Остальные 2 млрд долларов - уже в период его премьерства. Хотя за последний год Армения получила порядка 380 млн долларов в качестве содействия по борьбе с пандемией коронавируса, плюс еще 120 млн долларов собрал армянский народ в помощь Арцаху. Это уже полмиллиарда долларов. И что в итоге мы получили?



А получили то, что при объеме ВВП Армении порядка 13 млрд долларов, уровень внешнего госдолга скоро приблизится к рубежу в 80%. Никто не задумывается, почему нам так охотно дают деньги в долг те же международные инвесторы? Все дело в том, что там сидят стратеги. И вместо того, чтобы радоваться и гордиться так называемым успешным размещением евробондов, нам надо сейчас подавать сигнал бедствия и кричать "SOS". Потому что эти инвесторы прекрасно понимают, что при таком госуправлении Армения не сможет в перспективе увеличить свой ВВП, учитывая и негативные воздействия пандемии, и поствоенную ситуацию в стране, плюс общемировые кризисные тенденции.



И наступит день, когда практически ничего не производящая Армения, активно наращивающая свой госдолг, вступит в такую полосу, когда вынуждена будет объявить о дефолте. Вот тогда все эти инвесторы, возможно, те же турки и азербайджанцы, через какие-то подставные компании других государств, заберут все богатства Армении – Севан, Сюник, Амулсар и прочее, просто потребовав вернуть долги.



Тут, конечно, можно привести пример США, где при объеме ВВП в 21 трлн. долларов внешний госдолг составляет около 40 трлн. долларов. Но ведь это же Соединенные Штаты.




- Они просто могут напечатать деньги.



- Правильно. У них есть печатный станок и, потратив всего 80 центов на стодолларовую купюру, они заполонят мир новыми деньгами.




- Армения же при продолжающемся наращивании внешнего госдолга фактически может потерять все, подвергнувшись экономической экспансии со стороны разного рода международных компаний, в том числе турецких и азербайджанских.



- Увы, к этому мы и идем, все глубже и глубже погружаясь в бездну. Я уже не говорю о том, что, как известно, все будущие войны в мире будут идти за питьевую воду. Армению не случайно называют "страной Наири", то есть страной вод. У нас все реки, плюс озеро Севан, если их нормально очистить, - источники питьевой воды. И когда нас объявят дефолтом (к чему нас и ведут), все те компании, которые понимают, что такое страна с богатыми водными ресурсами, ринутся сюда, чтобы забрать эти самые ресурсы. Так что, когда азербайджанцы заявляют, мол, Севан наш, Сюник наш, Ереван наш, они знают, что говорят. Повторяю, все нынешние тенденции ведут именно к тому, чтобы Армению экономически поработить.




А что будем перевозить?




- Вдобавок ко всему этому, нынешнее правительство активно продвигает вопрос открытия армяно-турецкой границы и разблокировки экономического и транспортного сообщения в регионе. С учетом того, что мы имеем дело с двумя государствами, которые на протяжении веков были враждебно настроены по отношению к армянам, как вы думаете, насколько вообще уместно при нынешнем состоянии нашей экономики продвигать эту тему?



- Если твоя экономика сильна, то открытые границы это, однозначно, позитивный фактор. Иное дело, когда экономика слабая. Представьте лежащего в постели больного, кому говорят, что сегодня у него намечен бой с боксером-профессионалом в тяжелой весовой категории. Естественно, человек, который не в состоянии встать с постели, не то, что на равных, вообще участвовать не сможет в этом поединке.



Теперь вопрос: а что мы собираемся вести по этим путям в случае разблокировки коммуникаций, если сальдо нашего внешнего товарооборота традиционно отрицательное. То есть подавляющее количество товаров импортируем, а не вывозим отсюда. Я как человек, долгие годы проработавший в сфере легкой промышленности, могу сказать, что в 90-е годы у нас просто ликвидировали эту отрасль. Взамен начали импортировать турецкие товары на сумму в 250-300 млн долларов ежегодно. А ведь Армения в советские годы славилась в качестве экспортера товаров легпрома. В те годы, в том числе из Баку, приезжали сюда и автобусами увозили эти товары. Достаточно сказать, что по данным на 1987 год у нас действовало порядка 138 предприятий в этой сфере (колоссальное количество), а свыше 80% производимой продукции шло на экспорт в советские республики.



То, что произошло в экономике Армении после распада Союза, в период правления Левона Тер-Петросяна, известно всем. Кстати, еще в 1992 году я опубликовал свою аналитическую статью под названием "Аварайр начался", потому что чувствовал, что та методичная и скоординированная политика, которая применяется в отношении нашей страны, приведет к бедствию не только в сфере легпрома, но и промышленности в целом.



Потеряв в те годы основные наши промпредприятия, впоследствии мы уже не смогли оправиться. Хотя и после 2000-х годов было немало проблем в сфере госуправления, в том числе и коррупция, которые не позволили нам эффективно развивать экономику.



Поэтому перед тем, как говорить о разблокировке коммуникаций и открытии границ, надо для начала иметь то, что можем перевозить. Так что, на мой взгляд, это очередная турецкая стратагема, применяемая в отношении Армении. Повергнуть врага без сражения, как говорил Сунь-цзы.




Объединить капитал и интеллект, чтобы спасти родину




- Г-н Тер-Ованнисян, прежде чем задать вопрос, что можно и нужно сделать для выхода из сложившейся на сегодня критической ситуации, мне бы хотелось затронуть тему экономического успеха Сингапура. Тем более, что вы являетесь переводчиком на армянский язык книги "История Сингапурского чуда". Сегодня уже бесспорно то, что одним из важнейших факторов, если не самым главным, позволившим превратить Сингапур из "помойки убожества и деградации" (как его описывали в местной прессе тех времен) в индустриально развитое государство, стало наличие образованного руководителя со здоровым умом, энергичного, преданного своей стране лидера, такого как Ли Куан Ю. Если спроецировать ситуацию на нашу страну, то, как думаете, может ли действующее правительство под руководством Пашиняна вывести Армению из кризиса?



- А что мы понимаем под словом "правительство". То правительство, которое во главе с Пашиняном проиграло абсолютно все? И в духовной сфере, и в идеологической, и дипломатической, и в политической. Теперь же, что особенно важно, правительство проигрывает в экономической сфере, ведя наш народ ко дну пропасти. Простые обыватели, к сожалению, не осознают всю серьезность ситуации. Они думают, что если у них сейчас есть деньги на хлеб с маслом, то, значит, все хорошо. На деле, однако, мы очень близки к катастрофе. Нынешняя же власть преследует совершенно другие цели, нежели восстановление страны. Вспомните Монте Мелконяна, когда он говорил, что, если мы сдадим Арцах, то тем самым закроем последнюю страницу своей истории. Мы уже ее закрыли. Сейчас уже идет более высокая ступень экспансии Армении.




- И какой выход из сложившейся ситуации вы видите, учитывая то, что у вас есть опыт антикризисного управления крупным предприятием – Ереванским шелковым производственным объединением.



- Предлагаю объявить сейчас Армению страной, оказавшейся по всем направлениям (политическом, духовном, экономическом и т.д.) в глубоком кризисе, и создать, так называемый, Всеармянский антикризисный комитет. Причем, эта структура должна получить самые высокие полномочия. Настолько, что все его решения будут обязательными для выполнения со стороны исполнительной власти.



Без конкретной программы действий, страна будет обречена на провал. Это всем понятно. Но сформировать эту программу как раз и сможет кризисный комитет. Не суть важно, как он будет называться. Главная функция должна заключаться в антикризисном управлении, чтобы вывести страну из коллапса.



Далее необходимо обеспечить денежные вливания в армянскую экономику. В этом смысле хочу обратиться ко всем нашим богатым и авторитетным соотечественникам, призвав их объединиться капиталом и интеллектом, чтобы спасти родину. Возможно, многие из них сейчас сидят и думают, мол, у меня все хорошо, есть несколько сот миллионов долларов в разных банках разных государств. Поэтому предпочитают находиться в состоянии пассивного наблюдателя за протекающими здесь событиями. Но рано или поздно при таком отношении придет день, когда у них, даже при наличии миллиардов, не будет самого главного – армянского государства. И армяне по всему миру окажутся в аналогичной ситуации, в которой, к примеру, находятся сегодня курды – без собственной страны. Дабы этого не случилось, надо сегодня, в эту минуту объединить весь свой потенциал и направить его на восстановление армянской экономики с дальнейшим ее развитием.



Эдита Караханян, "Голос Армении"