Строительный ребус, или «Танцоры» на дорогах и в подземке - «Экономика»

В сфере строительства уже по итогам 1-го квартала этого года было зарегистрировано резкое падение - 90,6%! За 4 месяца показатель еще хуже - всего 78,1%?! За 5 месяцев, когда по декларациям правительства должны были уже наблюдаться положительные сдвиги за счет "масштабного капстроительства", показатель еще ниже - 76,6%.

Строительный ребус, или «Танцоры» на дорогах и в подземке - «Экономика»


ЭТОТ ПОКАЗАТЕЛЬ ОСТАЛСЯ НЕИЗМЕННЫМ И ПО ИТОГАМ 1-го ПОЛУГОДИЯ, хотя власти, остановив на короткое время строительные работы из-за коронавируса, под напором критики опомнились и все же "открыли" сферу, так что пандемия сама по себе не могла привести к снижению темпов строительства и реконструкции.



Как бы то ни было, наметившиеся в начале года скромные позитивные тенденции в этой важной сфере сегодня обрушены до глубоких минусовых значений. Кто снова бессовестно врет относительно принявших в стране "невиданный размах" программ капитального строительства? И где идет это "тайное", скрытое от всевидящих глаз статистики строительство?



Вообще в строительной индустрии загадок и ребусов хватает. Так, в 1-м полугодии, как было сказано выше, строительство от того же периода прошлого года рухнуло на 23,4%, составив по денежным затратам менее 105,8 млрд драмов. Изо всех марзов/областей и г. Еревана больше, чем за 6 месяцев 2019 года, строили только в Тавуше (108,6%). На остальной территории объемы строительных работ ощутимо сократились. Наиболее сильно темпы строительства упали в Шираке (27,9%), Армавире (36,8%) и Арарате (61%).



А загадка заключается в том, что, по данным Статкомитета Армении, за тот же период производство цемента выросло на 129,4%, гажи - на 131,8%, товарного бетона - на 108%, строительных смесей - на 124,9%. Слегка сократилось только производство извести (99,1%). Понятно, что стройиндустрия не может жить отдельно от сопутствующих производств, но ведь, как было сказано, эти производства не просто работали, но и демонстрировали рост. Правда, подкачало изготовление готовых сборных конструкций (73,4%), но ведь другие сопутствующие производства ощутимо росли. В чем же тогда дело? И на что, если не на строительные работы, ушли, если верить статистикам, немалые объемы произведенного цемента и бетона?



КОЛИЧЕСТВО ВВЕДЕННЫХ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖИЛЫХ домов по сравнению с 1-м полугодием 2019 года составило менее 75%, причем строительство за счет средств населения составило 75,1%, а за счет госбюджета - тот же показатель, что и в прошлом году (100%). Таким образом, декларации кабинета Пашиняна о резкой интенсификации капиталоемких программ, в том числе и в первую очередь строительных, на деле пока что означают в лучшем случае повторение результатов 2019 года, которые сами по себе на 70% недовыполнены...



Общие объемы строительства (не только жилья) за счет госбюджета составили всего 77,7% от аналогичного показателя прошлого года. Два с лишним года ждем обещанной правительством Пашиняна инвестиционной манны. А вот и цифры: объемы строительства за счет международных кредитов - 64,6%, из которых в свою очередь финансирование Всемирного банка составило 47%, ЕБРР/ EBRD - 3,1% (?! - Ред.), Банка развития Германии - 92,3%. И только Азиатский банк развития (АБР) усилил вложения в строительство - 138,4%.



Премьер Пашинян перестал выходить в прямой эфир с ежемесячными сообщениями об "очередных достижениях" в макроэкономике (не демонстрировать же ему сплошь минусовые показатели!) - теперь он строит Армению "по-новому", размещая на своей странице в Фейсбуке строящиеся участки дорог. В связи с этим у нас два замечания. Во-первых, зачем же вы, г-н премьер, отбираете хлеб у министра территориального управления и инфраструктур Сурена Папикяна, ведь подобные видео пристало размещать на сайте именно этого ведомства. А во-вторых, все предыдущие кабинеты реализовывали подобные программы в рамках решения неотложных проблем регионального развития посредством государственного субсидирования. Просто ваши предшественники не догадались делать из этого (за неимением другого) шумный собственный пиар.



И потом - что означает асфальтирование дорог или ремонт канализации "по-новому"? И почему вы так увлеклись обычным асфальтированием, а вот обещанное на весну этого года начало более масштабного и не менее важного строительства новой станции столичного метро так до сих пор и не стартовало? Подземные воды вдруг обнаружились? Так и плохой танцор, как только дело доходит до танца, вдруг обнаруживает у себя, скажем так, мешающие компоненты.



САМА ПО СЕБЕ ИДЕЯ "УДАРИТЬ ПО ПАНДЕМИИ" МАСШТАБНЫМИ дорожно-строительными работами не нова и может стать катализатором восстановления экономики - особенно в регионах. Это отличная антикризисная мера, способная дать мультипликативный эффект - и с точки зрения занятости населения, и в плане развития малого и среднего бизнеса. Но это только в том случае, когда и если используются новые и эффективные дорожные технологии, контролируются все этапы с точностью до лумы потраченных бюджетных средств и до каждого сантиметра уложенного асфальта, что практически невозможно без налаживания обратной связи с населением. Одного Папикяна на все это не хватит: он быстро кончится, а работы будут проведены с браком, и через пару лет государство вынуждено будет вновь отпускать на дорожные работы значительные средства.



Между тем, учитывая низкую компетентность исполнительной власти, мы даже боимся заговорить, дабы излишне не смущать отдельных ее представителей, о необходимости применять на трассах республиканского назначения такие доказавшие в других странах свою результативность практики, как, к примеру, технология холодного ресайклинга, применение геосинтетических материалов или методика объемного проектирования асфальтобетонных смесей. Еще напугаем исполнителей, и они вообще "уйдут в себя" и перестанут что-либо делать. Правда, есть и одна хорошая новость: если наша информация верна, то в Сюнике, где особенно остро стоит вопрос изнашиваемости дорожного полотна под колесами многотонных фур из Ирана, намерены развернуть систему автоматизированного весогабаритного (до 25 тонн) контроля, что при грамотной организации дела приведет к совершенно иному уровню культуры грузоперевозок, поможет обеспечить сохранность автомобильных дорог и повысит безопасность дорожного движения.



Таких новостей сегодня, увы, немного, а потому объемы и качество обещанных на этот год отстроенных и отремонтированных 500 км дорог под большим сомнением. И, кстати, вопрос на засыпку: используются ли сегодня мощности битумного завода в селе Суренаван Араратской области, построенного в свое время с целью импортозамещения ввозимого битума? Ну не будем, не будем: избыток информации может привести к "перегоранию" мозгов…





Ашот Арамян, "Голос Армении"