Иван Айвазовский – художник, утопивший в море турецкие ордена с бриллиантами - «Культура»

29 июля родился великий русский художник-маринист и баталист армянского происхождения, коллекционер и меценат Иван (Ованес) Айвазовский. Картины Айвазовского восхищают монументальностью сюжетов, реалистичной передачей не всегда заметных глазу воздушных потоков, передающих погодные особенности запечатлённого пейзажа.

Иван Айвазовский – художник, утопивший в море турецкие ордена с бриллиантами - «Культура»


Ованес рано стал интересоваться живописью, по несколько часов проводя возле моря в Феодосии, за изучением поведения волн в штиль, лёгкий бриз и сильный ветер. Несмотря на затруднительное положение семьи будущего мариниста, отец как мог поддерживал ребенка в его стремлении к изобразительному искусству. Впоследствии, юному Айвазовскому удалось обратить внимание на свой труд. Поначалу мальчику из бедной семьи помогал художественными материалами феодосийский архитектор Яков Кох, а затем, оставшись под впечатлением от молодого дарования, и Александр Иванович Казначеев, градоначальник Феодосии. Последний помог Айвазовскому поступить в симферопольскую гимназию в класс Иоганна-Людвига Гросса, который рекомендовал его кандидатуру в Императорскую академию художеств. Начало серьёзной творческой карьеры у Ивана Айвазовского пришлось на время обучения в этой самой академии в Санкт-Петербурге.



Четырнадцать лет – слишком юный возраст, для поступления в высшее учебное заведение. Однако, для людей творческих профессий первоначальное значение имеют навыки, с которыми они приходят в университет за новыми знаниями. Юный Ованес оказался более, чем готов ко взрослой студенческой жизни: его приняли в академию на два года раньше положенного, и, к тому же, на бюджет. Уже будучи студентом, художник получил возможность зарабатывать своим творчеством: ознакомившись с работами Ованеса, император Николай I был настолько доволен, что присудил ему деньги за работу. Российский император также стал его первым покупателем и заказчиком, правда, уже после выпуска из академии. Окончил учебное заведение Айвазовский на два года раньше положенного и с золотой медалью.



В аттестате, данном Айвазовскому 23 сентября 1839 г., сделана следующая запись:
«Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника своего Ивана Гайвазовского, обучавшегося в оной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс своего учения, за его хорошие успехи и особливо признанное в нём добронравие, честное и похвальное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейшее данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой её печати».



Гениальный маринист на протяжении всей жизни неустанно исследовал мир вокруг себя: его первая серьёзная поездка пришлось ещё на студенческие годы, когда Николай I распорядился отправить талантливого художника со своим сыном в путешествие по Балтике, с целью ознакомления с корабельным мастерством. Золотая медаль по окончании академии помогла Ованесу выиграть поездку с последующей командировкой в Крым и Европу. За годы, проведённые вдали от дома и семьи, были написаны итальянские пейзажи и множество других его работ, в одночасье сделавших его знаменитым во всём мире. Также художник изучал батальную живопись, наблюдая за военными действиями на побережье Черкесии и делая зарисовки десанта и флота, а также последствия недавнего сражения. Картину, нарисованную в этот период, у него приобрёл сам император Николай. Будучи почитаемым в высоких кругах, у Айвазовского появилась возможность выгодно продавать картины и материально помогать родителям, оставшимся в Феодосии. Иван Айвазовский имел близкое знакомство с Михаилом Глинкой, русским композитором и создателем таких значимых для музыкального искусства опер «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин», а также с Карлом Брюлловым и Николаем Гоголем.



Широко известен случай, продемонстрировавший степень патриотизма и национального самосознания Айвазовского. Будучи известным и почитаемым художником, он имел связи с мировой элитой и даже работал по личному заказу турецкого султана Абдул Гамида II. Их личному знакомству поспособствовал османский архитектор-армянин Саркис Балян, который был довольно знаменит в Османской империи. Айвазовский написал почти 30 работ, в которых яркими красками изображал Константинополь и морские виды, за которые Абдул-Гамид щедро заплатил и наградил художника орденами «Меджидие» и «Османие», усыпанными бриллиантами.



Однако, осознать истинный характер взаимоотношений армян и турок Айвазовскому пришлось после свершения Хамидийской (гамидовской) резни, организованной турецким правительством. В течении двух лет с 1894 года по 1896, солдаты, турецкое население Османской империи и курды преследовали и уничтожали армян по всей территории империи. Айвазовский узнал об этом из-за просачивающихся в мировую общественность сообщений о происходящем, и был так поражён трагическими новостями, что создал ряд картин на тему армянских погромов. Художник упорно демонстрировал их на своих выставках, с целью привлечь внимание к зверствам, происходившим по отношению к его народу.



Акция, которую художник с мировым именем провёл в Феодосии, стала достоянием общественности и передавалась из уст в уста. По имеющимся свидетельствам, Айвазовский обвесил своего дворового пса наградами, которые вручил ему Абдул-Гамид годами ранее, обошёл с псиной весь город, а затем на собственной лодке вышел в море, окончательно похоронив щедрые дары кровавого султана на его дне. Айвазовский также потребовал от турецкого консула передать Гамиду: «Если хочет, пусть он и мои картины выбросит в море, мне не жаль». Однако, заявление Айвазовского и предпринятые им действия не отразились на стремлении нажиться, используя громкое имя художника. И по сей день работы Айвазовского выставляются в турецких музеях, собирая толпы любителей искусства.



Художник был женат дважды и имел четверых дочерей. По воспоминаниям современников, Айвазовский говорил по-русски с явным акцентом, не отличался словоохотливостью и всегда высказывался по делу. Воспоминания русского писателя Антона Павловича Чехова дают нам представление о том, насколько сильно было влияние художника на творческое общество того времени. По имеющимся данным, именно армянский художник сообщил Михаилу Глинке 3 татарских напева, которые последний использовал в хоре своей знаменитой оперы «Руслан и Людмила».


Последней картиной прославленного мариниста была «Морской залив». Айвазовский прожил долгую и славную жизнь, и по завещанию был похоронен в дворе феодоссийской средневековой церкви Сурб Саргис.


Подготовила Амалия Тавадьян


Дзен-канал «Союз Армян России на Кубани»