«Армянские древности» на книжных полках - «Культура»

Полки Книжного дома "Зангак" пополнились литературой, которой так не хватало нам, армянам, в последние десятилетия. Речь о серии сказочных повестей современной писательницы Мар Минас (Марина Минасян), объединенных в цикл с интригующим названием "Армянские древности".

«Армянские древности» на книжных полках - «Культура»


ИЗ ВСЕГО ЦИКЛА ЧИТАТЕЛЯМ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПОКА ЧЕТЫРЕ КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ: "Легенды страны Наири", "Земля исполинов", "Дерево души", "Три перевала", однако на рабочем столе Мар Минас лежит дюжина историй, объединенных общей темой и связанных с дохристианской эпохой.



Ценность серии многозначна. Впервые в отечественной художественной литературе делается обращение к "доисторическим временам", предшествующим становлению Древней Армении, и в красочной, захватывающей форме раскрывается жизнь наших предков на земле Араратской, в Биайнили (Урарту), Ванском царстве, стране Наири... Писательница выбрала формат художественных сказаний, где легенды и мифы Древней Армении переплетаются с историческими реалиями. "Армянские древности" - кладезь уникального исторического материала, пестрящего именами знаковых личностей и простых людей, географическими и историческими названиями, древними символами. В конце каждой книги дан словарь топонимов, имен и наименований с их подробным объяснением.



Книги содержат богатый этнографический материал: автор описывает ритуалы и традиции, принятые как при царском дворе, так и в быту простого народа. По ходу чтения у читателя складывается представление о том, как жили, чем занимались и во что верили наши далекие предки, и он знакомится с их морально-нравственным кодексом, основанном на любви, добре, чести, достоинстве, дружбе, справедливости, преданности, самопожертвовании, патриотизме. Большое место Мар Минас отводит и семейным ценностям. Несмотря на интриги, без которых невозможны сказания, легенды и сама жизнь как при царском дворе, так и среди простолюдинов, герои "Армянских древностей" бьются за основное сокровище: семью и ее прочные устои.



СОБРАННАЯ В "АРМЯНСКИХ ДРЕВНОСТЯХ" БОГАТЕЙШАЯ ИНФОРМАЦИЯ дает новые знания о наших далеких предках, которые так необходимы и важны сегодня, в эпоху стремительно охватывающего планету глобализма. Представления о нашем далеком прошлом особенно необходимы подрастающему поколению армян, которых автор и выбрала в качестве своей читательской аудитории. Но сказочные повести Мар Минас способны заинтересовать и взрослого читателя, настолько интересны их сюжеты, живописно повествование, информативно содержание. Более того, "Армянские древности" не просто читаются, а "смотрятся" как историко-приключенческое кино или полнометражный мультфильм, что делает их находкой для режиссеров.



"Армянские древности" - первые и, надо признать, удачные пробы пера Марины Минасян. "Это был естественный процесс, а не следствие моего решения, - рассказывает писательница. - Писательство для меня - богоданная должность, от слова "дóлжно". Для вступления в эту должность я прошла 4 этапа. Это детско-юношеское увлечение книгами, когда я читала запоем почти все, что находила в книжном шкафу, в школьной библиотеке… Затем - совершеннолетие, омраченное периодом войны и связанное с формированием экзистенциальных принципов мировоззрения, обретением жизненного опыта. Третий этап - учеба на факультете филологии РАУ в возрасте, далеком от студенческого: к тому времени у меня было трое детей. И последний этап - самообразование, когда появилась конкретная цель: у Армении есть достойное прошлое, которое можно с гордостью представить миру. Я стала глубоко изучать древнюю историю и мифологию армян, что сформировало мое читательское и писательское кредо: "В каждой сказке есть доля истины, в каждой легенде есть доля истории".



По словам Мар Минас, тема для литературного творчества ей выпала жребием. В годы учебы в РАУ она удостоилась первого приза на Республиканской олимпиаде по русскому языку и медали Государственного института русского языка им.А.С.Пушкина за сочинение на заданную тему "Мы и наши горы". Эту тему она начала раскручивать с описания парящего над пропастью орла, взор которого проникает в глубь ущелий с самой невероятной высоты. Этим глубоким ущельем для нее и стала история Армении, в которую Марина Минасян погрузилась глубоко, начав работать над своими литературными произведениями. Название цикла "Армянские древности" выбрано по аналогии с "Иудейскими древностями" Иосифа Флавия, представляющими собой вольный, светский пересказ еврейской истории, известной нам из Ветхого Завета.



"Я ПОНИМАЛА, ЧТО У АРМЯН ТАКЖЕ ЕСТЬ СВОЯ ДОХРИСТИАНСКАЯ ИСТОРИЯ, которую мы обязаны знать. Речь о зарождении армянского народа от Айка, сына Торгома. Но настолько ли глубоко и подробно мы знаем все остальное, что произошло на Армянском нагорье за века до пришествия Христа? О дописьменной эпохе очень мало свидетельств, но их достаточно, чтобы реконструировать богатейшую историю нашего народа. Приложив труд и вложив фантазию, я пожелала воссоздать эту историю в живых образах, сведя воедино легенды с исторической реальностью", - говорит писательница.



В качестве одного из важных источников, оказавших влияние на ее творчество, Мар Минас выбрала "Историю Армении" Мовсеса Хоренаци. Она также обошла библиотеки, заказывая раритетные книги и удивляя библиотекарей. Так по крупицам собралась для нее в пазл история Армении, которая позволила выстроить оригинальную историческую концепцию генезиса армян, - от появления Айка и расселения его сыновей на Армянском нагорье до завершения формирования армянского народа. По ходу сбора материала писательница продумывала сюжеты и идеи, записывала их. Многие собранные материалы были сюжетами сами по себе, оставалось их раскрутить, придать художественность, структурность и логически связать. Так родилась серия произведений, часть которых, по словам Мар Минас, существует пока в черновом варианте и нуждается в доработке, а часть уже постепенно обретает читателя, хотя и выходит в мизерных тиражах самиздата.



"Самиздат - вынужденный ход, - делится Мар Минас. - Мои книги на русском языке, что не особо интересует местных издателей. Российских же издателей не интересует тематика. Для литературных журналов мои произведения объемны. Ведение личного блога и краудфандинговой платформы требует много времени и сил, которых у меня нет. Но книги необходимо было издать, чтобы обрести аудиторию читателей, зафиксировать авторские права и, возможно, однажды найти мецената, который пожелает профинансировать издание "Армянских древностей" в профильном издательстве и на взаимовыгодных условиях обеспечит их продажу в Армении и за рубежом. А пока я заказываю иллюстрации знакомым художникам, сама верстаю и редактирую макет".



В качестве целевой аудитории своего цикла Мар Минас видит в первую очередь армянскую диаспору России - одну из самых больших общин, владеющих русским языком граждан Армении, а также русскоязычных читателей других стран, заинтересованных в углублении знаний по истории и культуре Древней Армении. "Хочу порадовать их литературной весточкой из глубины истории прародины армян, напомнить им о великих армянских правителях и древних героях, о событиях, повлиявших на ход мировой истории, о самобытном культурном наследии предков, - объясняет писательница, добавляя: - Армянская цивилизация, будучи одной из древнейших в мире, к сожалению, не нашла своего места в учебниках истории Древнего мира. Между тем, послепотопные Аккад и Шумер, затем Хеттское царство, Вавилон, Ассирия и Древняя Персия, Древняя Греция, Древний Рим были современниками и соседями древних армян - айказунов, потомков Айка, а города Тушпа-Ван и Эребуни-Ереван даже старше Рима".



"МИФЫ И СКАЗКИ НАИБОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ, поэтому основной ориентир - на подростков и юношество, а также на взрослых читателей с юной душой. Я стремлюсь создавать развлекательные и одновременно воспитательные произведения, не искажая историю, а лишь включая в нее сказочный элемент. Сказочная эпичность позволяет также вводить "идеальных" героев - носителей нравственных идеалов своего народа. Такие идеалы были и остаются мечтой во все времена.



История, сказка и легенда - это мощный магнит. Это именно то, что завораживает и привлекает умы и сердца миллионов людей, уставших от городских улиц, многоэтажек, квартирок, стрелялок и догонялок на суперавтомобилях, от телефонного трепа, очкастых компьютерных гениев и сверхкрутых детективов с грудастыми напарницами, от избитого юмора пошло-надрывных ситкомов - от современности, прозаичности и однообразия жизни, которая давит на нас, в том числе и с экранов. А сказка, легенда большей частью остаются за гранью прошлого. То, что утеряно, кажется ценностью. Такова ностальгия по жизни, которая была одновременно и проще, и сложнее, совсем не такой, как наша современная жизнь", - заключает Мар Минас.



Магдалина Затикян, "Голос Армении"