Почему растут цены на бензин и как с этим борется правительство - «Экономика и бизнес»

Фото: ТАСС/Александр Рюмин





Новому росту цен - новые пути борьбы, решили "наверху" и попробовали сдержать стоимость бензина нетрадиционными методами.


Больше, чем товар


Рост оптовых цен на бензин с начала 2021 года составил внушительные 15% и 16% соответственно на Аи-92 и Аи-95. Розница несколько отстает, но официальные 5,4% сильно расходятся с эмпирическим опытом: есть ощущение, что цены на АЗС выросли на 8-10%, хотя, конечно, в разных регионах и у разных брендов этот показатель может существенно различаться.


Бензин не одинок в своем подорожании и, более того, он отнюдь не в лидерах: на восстановлении мировой экономики и анонсах всероссийской реновации почти в два раза подорожали стройматериалы, более чем в полтора – многие продукты питания… Дешевеют разве что медицинские маски – всё остальное дорожает со скоростью, напоминающей 1990-е. Но бензин – товар все же особый, повседневно прямо или косвенно влияющий на все цены, а значит и на благосостояние народа.


Поэтому именно цены на бензин традиционно находятся в зоне особого внимания. Если на 10% дорожает гречка, правительство не собирает производителей и не разбирает с ними ситуацию. А такое же подорожание бензина рассматривается как настоящее ЧП.


Новые методы


За последние три года правительство уже дважды добровольно-принудительно устанавливало для торговцев топливом мораторий на рост цен более чем на уровень инфляции. Помогало ровно на время действия моратория. Поэтому сейчас пытаются решить проблему иным способом.


Профильный вице-премьер Александр Новак анонсировал важные изменения в правилах биржевой торговли нефтепродуктами. Два главных пункта:


  1. Право на продажу бензина может остаться только у производителей.

  2. Предельный рост в рамках торговой сессии могут ограничить.

Собственно, это уже очень близко к ручному регулированию цен. Первый пункт – предполагаемое отсечение трейдеров (организаций, покупающих и продающих бензин, не имея отношения к его реальному производству) означает ликвидацию важной прослойки, смягчающей возможный произвол поделивших рынок производителей. Да, это борьба со спекулянтами, но в то же время «спекулянты» способны предлагать более низкие цены, когда гиганты рынка слишком их задирают.


И именно поэтому потребовался второй, совсем уж нерыночный пункт – вместо частных трейдеров контролировать цены будет бетонный потолок предельного роста. При этом, если рыночная ситуация будет диктовать дальнейший рост, торговля может просто остановиться…


Для чего существует и третий пункт, который мы не назвали сразу, поскольку он не анонсирован, а уже введен: «Мы уже приняли решение поднять нормативы реализации автобензина на бирже до 12 процентов».


Насильственные 12% от произведенной продукции дают понимание о том, какая доля бензина реально остается в России. До февраля 2021 года норматив составлял 10%, весну-лето – 11%. При этом в период низкого спроса (время локдаунов) в 2020 году эту цифру снижали даже до 5%, но некоторые компании ухитрялись и вовсе гнать на экспорт весь свой бензин. Просто потому, что там дороже.


Дешево, поэтому невыгодно


На 9 августа средняя розничная стоимость бензина в мире –1,19 доллара за литр, при этом в России он почти вдвое дешевле –0,68 доллара. А, скажем, в соседних Польше и Венгрии – уже почти 1,5 доллара, в Бельгии –1,77, в Нидерландах – 2,16. Различаются, понятно, и оптовые цены. И хотя везде до половины цены – это акцизы и другие налоги, все равно разница очень существенная.


То есть российские нефтяные компании торгуют на родине не то чтобы в убыток, но, безусловно, с потерей прибыли относительно торговли с Европой. Это, кстати, отнюдь не только их проблема – то же самое происходит в сельском хозяйстве, металлургии, лесной промышленности. Низкая платежеспособность населения в России долгое время не давала всерьез поднять цены внутри страны, при этом цены мировые с некоторыми колебаниями росли выше и выше. И вот уже правительству на всех фронтах приходится прибегать к ручному управлению: где-то временно запрещать экспорт, где-то устанавливать высокие вывозные пошлины, а в случае с бензином – повышать квоты продажи продукции внутри страны.



Эксперт спрогнозировал, сколько продлится эффект напуганных запретом экспорта нефтяников


Меры работают, но…


На момент написания статьи средняя розничная цена автомобильного топлива в России – 45,25 руб. за литр АИ-92, 50,00 руб. за литр АИ-95 и 49,09 руб. за литр солярки (по данным petrolplus.ru). За последнюю неделю, то есть с принятия первых мер правительством, рост цен составил соответственно 12, 9 и 10 коп., то есть в среднем 0,22%. Это соответствует уже более-менее приемлемым 6,11% годовых – соизмеримо с ожидаемой официальной инфляцией. На которую, собственно, и разрешали повышать цены при тактике мораториев. Иными словами, нынешние меры экономически эквивалентны прежним. Улучшит ли ситуацию лоббируемый гигантами отрасли уход мелких трейдеров с рынка – большой вопрос.


Но еще больший вопрос – когда мы увидим рост реальных доходов хотя бы в тех же масштабах, в каких сейчас растут цены. В последний раз это случалось в 2007 году.


Народ соскучился.