Фармакологическая Камасутра: как зарабатывает «Р-Фарм» Алексея Репика - «Наука и технологии»

Фото: Pixabay.com





Времена коронавирусной пандемии обострили интерес публики к медицине и фармацевтике, а доход соответствующих компаний вырос в разы порой и в десятки раз. Одним из главных бенефициаров ковида стала компания «Р-Фарм» предпринимателя Алексея Репика.


Никаких побочных эффектов


«Р-Фарм» интересен нам тем, что он является одним из королей госзаказа, а значит, существует на наши с вами деньги. Издание «Царьград» в своем расследовании указывает, что доля государственных закупок в общем обороте «Р-Фарм» составляет 57%, а сам оборот в 2020 году – 132,7 млрд рублей. Причем очевидно, что после ареста бенефициара Бориса и Евгении Шпигелей, бенефициаров одного из главных конкурентов Репика, позиции этой компании укрепятся еще сильнее. Тем более что антипандемийные мероприятия и не думают прекращаться.


Подсуетился хозяин «Р-Фарма» Алексей Репик сразу. Один из его козырей – противовирусный препарат «Коронавир» (фавипиравир). В 2020 году выручка от продажи 600 тысяч упаковок «Коронавира» составила 3 млрд рублей, то есть упаковка стоила в среднем 5000 рублей. И это еще по-божески – на старте пандемии мы видели произведенный в Ярославской области коронавир по 11 550 рублей за 50 таблеток. Менее года спустя такая упаковка стоила всего 3 тысячи рублей. Едва ли за это время так снизилась себестоимость – скорее друзья предпринимателя в высших эшелонах власти по-дружески попросили его немного умерить аппетиты.


Характерно, что рецепт коронавира достался «Р-Фарму» бесплатно – срок действия японского патента кончился в 2019 году. А уже год спустя Репик лично рекламировал свой новый козырь, рассказывая, что убил коронавирус фавипиравиром за три дня. Юмор в том, что незадолго до этого тот же Репик критиковал японский «Авиган»: «Он имеет очень тяжёлые побочные эффекты, и все к нему очень осторожно относятся». Вот только никакой химической разницы между «Авиганом» и «Коронавиром» нет.


Как быстро меняется мнение, когда на кону большие деньги!


Ценовые парадоксы


Но, конечно, главное оружие Репика – вакцина «Спутник V», производство которой «Р-Фарм» организовала в Ярославле и вот уже который месяц обещает организовать в Москве. Также есть планы использовать мощности компании в Баварии – в 2014 году Репик выкупил завод в городке Иллертиссене у американцев из «Пфайзер».


А чтобы подстраховаться на случай взаимного признания вакцин Россией и Европой, «Р-Фарм» подписала меморандум о взаимодействии с авторами, пожалуй, самой спорной из известных вакцин – англо-шведской компанией AstraZeneca.


Баварией и Швецией зарубежные интересы «Р-Фарм» не ограничиваются. Два американские «дочки» холдинга расположены на обоих побережьях США –в Сан-Диего и Принстоне. Принстонская «дочка» выпускает препараты для лечения онкологических заболеваний. Один из них – «Икземпра», применяемая при раке груди. «Икземпру» закупает государство Российское для применения в больницах, но вот незадача – в аптеке, в розницу, лекарство стоит дешевле, чем оптом при государственных закупках! Если в аптеке Москвы американский дефицит стоит 14,9 тыс. рублей за 15 мг, то в полунищую Хакасию «Р-Фарм» успешно поставил его по 1,5 тыс. руб. за 1 мг, то есть в полтора раза дороже! И это далеко не единичный случай.


Вот, например, «Артлегиа», помогающая при ревматоидном артрите. Областная клиническая больница в Самаре платит за 160-граммовую упаковку 107,9 тыс. рублей, тогда как в обычной городской аптеке под заказ его можно купить на 46,8 тыс. – более чем двукратная разница.


Ключники Репика


Перечень таких парадоксов ценообразования можно продолжать, но это далеко не все шалости «Р-Фарм». Федеральная антимонопольная служба сняла уморительное видео о том, как крупный бизнес прикидывается малым: инспекторы ФАС изъяли у подчиненных Репика десятки электронных ключей для участия в торгах. Ключи были зарегистрированы на разнообразные небольшие ООО, которые своей массой выметали конкурентов на торгах, предназначенных для малого и среднего бизнеса. Одно ООО «Виталек» (несколько найденных ключей были подписаны этим названием) с 4 сотрудниками и 10 тысячами рублей уставного капитала ухитрилось выиграть почти полторы тысячи тендеров. Заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский ворчал:



Одновременно с одной и той же точки, из одного и того же кармана на торгах для малого бизнеса участвует больше 20 фирм. Очень плохо, что малый бизнес превратился в ширму, и такие варианты с поддельным, фиктивным, фейковым малым бизнесом полностью преграждают путь к участию в торгах нормальному существующему малому бизнесу.




Провал «Фармы-2020»: кто и как разрушает российскую фармацевтику


Вы будете смеяться, но дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства свернули. Об этом позаботился лично тогдашний глава ФАС Игорь Артемьев, заявивший, что картель не может быть вертикальным: абсолютно нелепое утверждение.


На нет и суда нет


У «Р-Фарм» вообще полная камасутра с госзаказами. Вот еще один прецедент: контракт на 53,7 млн рублей на поставку препарата "Диданозин", применяемого для поддержки ВИЧ-инфицированных. Контракт заключили, а потом расторгли "по соглашению сторон" – как правило, это бывает при отказе поставщика от выполнения обязательств. А значит, множество носителей ВИЧ не получили вовремя нужной терапии – Минздраву пришлось тратить время на организацию нового тендера. Кто виноват?


Никто. Репик – неприкасаемый.